ПАРАДНЫЙ МАРШ

С ЗАПАСОМ ХОДА

ЕКАТЕРИНА ИСТОМИНА

Запас хода — усложнение миниатюрное. По части малой величины с ним может сравниться лишь отдельный циферблат для стремительного бега секундной стрелки. Несмотря на это, даже у кутюрных часовых моделей — вроде лимитированных серий Dior VIII Gran Bal — в послужном техническом списке среди прочих достижений обязательно значится "запас хода 40 часов".

Обычно запас хода, встроенный внутрь самого механизма (он несет ответственность за полную остановку пружины и связывает стрелку и барабан через шестеренки), не выносится дизайнерами на поверхность циферблата. Иными словами, этот красивейший и старинный индикатор не является частью "пейзажа" циферблата. Между тем часы, где такой индикатор на циферблате есть, необыкновенно красивы: достаточно взглянуть на новые модели Cartier или Jaeger-LeCoultre. Часы, где запас хода (он же Power Reserve или Reserve de Marche) вынесен на поверхность циферблата, чаще всего представляют собой классические формальные часы. Но, разумеется, в спокойной и консервативной часовой истории бывали и буйные революционные исключения.

К ним стоит отнести намерение часовщика-романтика и пианиста Вианне Хальтера в содружестве с другим революционером Жан-Франсуа Рушонне (позже он придумал концепт Monaco V TAG Heuer) поставить рекорд запаса хода в уникальной модели Cabestan. Однако их обошел американский часовой и ювелирный предприниматель Якоб Арабо, последние годы имеющий самый роскошный — с точки зрения количества, качества и размера драгоценных камней — стенд в рамках Базельской ярмарки. В 2006 году он представил диковинные часы, запас хода которых превышал рекордные на тот момент 15 дней сразу в два раза,— огромная модель Quenttin Tourbillon обещала 30 дней! Так благодаря маленькому и неприметному усложнению выросла целая история побед и сражений, триумфов и поражений.

У немецкой мануфактуры A. Lange & Sohne была классическая модель 1815 Power Reserve — с запасом хода в восемь дней. Panerai — в моделях Radiomir и Luminor — регулярно щеголяют то тремя, то восемью днями непрерывного хода. У компании IWC были часы, сконструированные Куртом Клаусом,— это IWC Big Ingenieur (их запас хода — восемь суток), у Audemars Piguet существует сложнейшая скелетонизированная модель Tradition of Excellence Cabinet N5 с запасом хода в семь дней (правда у, этой модели, созданной в бюро Renaud & Papi, была еще и прыгающая секундная стрелка). Но методичные немцы не успокоились и решили победить на этом этапе всех, представив часы A. Lange & Sohne 31: их можно не подзаводить больше месяца.

Вся лента