ВНЕ ВРЕМЕНИ

ЧАСЫ С СЕКРЕТОМ

ЕКАТЕРИНА ИСТОМИНА

Montre a Secret, или часы "с секретом", появились в чрезвычайно плодовитую на изобретения декоративно-технического характера эпоху ар-деко. То время дарило множество открытий: и плоские часы на длинной подвеске, и гибкий, как змея, золотой браслет-трубку, и, разумеется, бриллиантовое бандо (трудоемкую широкую драгоценную ленту, которую необходимо было носить, очень низко спустив на лоб), и широкий часовой браслет, и миниатюрные часы "с секретом". Конечно, секрет изобрели не мастера ар-деко. С полным историческим правом карманные часы, которые для прочности закрывались золотой или более поздней сапфировой крышкой, можно было бы назвать часами "с секретом", так как их циферблат был надежно скрыт от посторонних глаз. Но сейчас, говоря "Montre a Secret" имеют в виду именно наручные ювелирные женские часы, которые из-за сложности своей конструкции, изощренности композиции и драгоценного наполнения проходят по смелому разряду "уникальных предметов". Мода на подобные предметы возникла в начале 1930-х годов в европейской светской среде: женщинам полагалось неприличным при всех интересоваться, который сейчас час. Счастливые тогда не наблюдали часов — или не хотели на них смотреть. В эмоционально очень окрашенной общественной ситуации "эпохи между двумя войнами" — именно так принято называть 1920-1930-е годы — Montre a Secret появились как вызов времени, как бравирование им: публике хотелось как можно дольше предаваться удовольствиям и не думать о наступающем тревожном будущем.

Montre a Secret — это в первую очередь очень дорогие, сложнейшие с точки зрения композиции коллекционные часы. В них нередко используются очень дорогие камни — к примеру, в последних часах Cartier High Jewelry Secret Hour есть цветные турмалины и гранаты, шпинель и большой австралийский опал.

Впрочем, вовсе не только драгоценные камни составляют основную славу Montre a Secret. В таких часах самое главное — это конструкция, композиция, которая непременно должна быть решена как можно более сложно и изощренно.

Характерный пример — ювелирные часы швейцарской компании Jaeger-LeCoultre. Речь в данном случае идет сразу о двух легендарных моделях марки — это Reverso и 101 Calibre. Культовые часы Jaeger-LeCoultre Reverso с переворачивающимся корпусом неоднократно выходили в драгоценном исполнении. Однако два года назад знаменитая марка выпустила, пожалуй, самую драгоценную из всех возможных вариаций Reverso — это Reverso Cordonnet, модель, полностью украшенная белыми бриллиантами (причем в трудном "режиме" snowing setting, "снежного паважа"), хрестоматийный переворачивающийся корпус которой носится на двух бриллиантовых шнурах. Эти бриллиантовые шнуры, скрепленные специальными миниатюрными пряжками, должны напоминать о черных шелковых шнурах, на которых носились ювелирные Reverso 1936 года выпуска. 101 Calibre, или же часы-"багетка", или самые маленькие механические часы в мире, также получают у Jaeger-LeCoultre высокое драгоценное звучание, в том числе и в регистре Montre a Secret. Это могут быть маленькие бриллиантовые браслеты, где одним из звеньев является миниатюрный часовой корпус, или же, напротив, очень широкие, мозаичные браслеты — с также вмонтированным часовым корпусом крохотного размера.

Часы "с секретом" нередко бывают не только высокотехнологичными композиционными изделиями, но и настоящими романтическими украшениями. Именно к таким романтическим предметам непременно стоит отнести две модели великого французского ювелирного дома Chaumet. Это прелестная наручная модель из коллекции Hortensia, характерная тем, что ее многочисленные цветочные резные элементы размещены на разных уровнях, а также каплевидные часы на подвеске в стиле belle epoque из "высокой" линейки Chaumet Parure 12 Vendome. Обе часовые модели окрашены тонами элегантности, женственности, изобретательной нежности и великосветского романтизма, то есть всеми нюансами, свойственными стилистике уважаемой марки Chaumet.

Часы "с секретом" дома Cartier, как правило, ориентированы на знаменитые исторические инновационные достижения великой французской марки. При проектировании новых "секретных" моделей (будь то наручные часы или часы на подвеске) дизайнеры Cartier оглядываются на бесконечно увлекательное и изобретательное творчество Луи Картье, внука основателя дома, рисовальщика, эстета, конструктора, денди, руководившего главным, то есть парижским, отделением компании до 1942 года. Это "жесткие" часы-браслеты в стиле ар-деко, часовой механизм в которых включен в само тело браслета. Это и "широкие" часовые модели в индийском духе "тутти-фрутти", а также производные от них по стилистике драгоценные часы, где флагманскими оказываются именно уникальные, крупные драгоценные камни — от аметиста и аквамарина до изумруда и сапфира (нередко такие камни получают резные гравировки в индийском стиле, также привычном для Cartier). И в данном случае именно массивные редкие камни оказываются крышкой для скрытого под ними циферблата. Отдельной строкой в сегменте "часы с секретом" у Cartier стоит серия секретных "Пантер": не будем забывать, что пантера — это центральная героиня, священный фетиш Cartier с 1914 года.

Швейцарская марка Piaget, основанная в 1874 году в горном местечке Кот-о-Фе как фабрика по производству калибров и часовых деталей, в настоящий момент успешно работает сразу в двух направлениях — часовом и ювелирном. Иногда эти направления счастливо пересекаются: на их стыке получаются причудливые, броские, харизматичные, всегда очень сюжетные часы. Это и часы, чей корпус напоминает о главном цветке Piaget — розе Пьяже, специальном сорте, названном в честь Ива Пьяже, нынешнего почетного президента дома (в данном случае часы выполнены в форме пышной розы, под открывающейся серединкой которой скрывается часовой корпус). Это и часы в редко встречающемся стиле диско, а также часы в романтическом и изобретательном духе 1970-х годов, эпохи, очень значимой для развития часового и ювелирного векторов этой марки.

Новые часы "с секретом" — из свежей линейки high jewellery Secrets & Lights, украшения которой были представлены в ходе традиционной Недели высокой моды в июле в Париже. Часовая линейка этой щедрой на изобретения коллекции, посвященной одновременно Венеции и Самарканду, была показана чуть позднее. Итак, часы "с секретом" Secrets & Lights, с одной стороны, демонстрируют знаковое и профессиональное для Piaget искусство изготовления плетеных золотых браслетов. С другой стороны, рисунок закрывающейся круглой крышки из ярко-желтого золота с белыми бриллиантами напоминает рисунок пчелиных сот: напомним, что пчела — одна из важных героинь мирового ювелирного бестиария. Впрочем, этот же рисунок можно "прочитать" и как рисунок песка, вернее, глубоких песков, окружающих загадочный и сказочный далекий Самарканд.

Великий американский ювелирный дом Harry Winston в 2015 году обратил свое внимание на эпоху ар-деко, время, когда нью-йоркский ювелир Гарри Уинстон основал свою марку. Кроме классических парадных вечерних часов с темой динамичного кружева дом Harry Winston, принадлежащий сейчас Swatch Group, также представил часы в форме пудреницы: красивейшая раковина из белого золота с белыми бриллиантами и жемчугом открывается при помощи специального крошечного рычажка, а внутри можно увидеть часовой циферблат. Эта модель Harry Winston представляет собой нечто среднее между ювелирными карманными часами и миниатюрной вечерней драгоценной сумочкой, еще одним ключевым изобретением эры ар-деко.

Вся лента