СПЛЕТЕНИЕ В ДЕКОРАЦИЯХ
METIERS D'ART PIAGET
В 1957 году швейцарская марка Piaget представила в рамках Базельской ювелирно-часовой выставки первый, ставший впоследствии классическим ультратонкий калибр 9P. Это был не просто необыкновенный механизм, а выбор целого пути для Piaget — не только технологического, но и эстетического также. Весной 1960 года Piaget показали новую ультратонкую разработку — калибр 12P, толщина которого составляла 2,3 миллиметра. С начала 1960-х начинается эра ювелирных (как женских, так и мужских часов) Piaget. Оригинальные модели, которые привлекли не только покупателей континентальной Западной Европы, но и клиентов из Великобритании и США, получили специальное выражение — "Piaget look". Часовые модели тех двух десятилетий узнаваемы и сегодня: их отличает радикальный, специфический дизайн, любопытные формы, использование непривычных (полудрагоценных и поделочных) материалов, тончайшие и гибкие золотые браслеты.
История создания ювелирного часового сектора Piaget напрямую связана как раз с технической мануфактурной стороной дела: именно тонкие и маленькие (как механические, так, чуть позднее, и кварцевые, которые покупались и другими компаниями, например Cartier) калибры позволяли марке создавать причудливые артистические часы.
Дизайн часовых моделей Piaget заметно разделяется по двум десятилетиям. Модели ранних 1960-х представляли собой часы с небольшими корпусами разных форм — от квадратных и круглых до овальных. Однако непременным оставалось наличие идеально выполненного золотого браслета, соединенные звенья которого могли напоминать плетение (геометричное, флористическое), ткань или мозаику. Золотые браслеты выполнялись ювелирами Piaget как из ярко-желтого золота, так и из металла белого цвета.
Основной задачей мастеров было создание единой, монолитной ювелирной композиции. Такой, когда корпус, окруженный "венком" из драгоценных камней и имевший циферблат из оригинального поделочного камня (жадеит, малахит, коралл, тигровый глаз, опал, ляпис-лазурь, яшма, бирюза), не возвышается над драгоценным браслетом, а является его неотъемлемой частью. Собственно, создание гибких, пластичных браслетов из золота не было изобретением мастеров Piaget: в работе они отталкивались от легендарного браслета системы Tubogas, представленного в середине 1930-х. Браслет Tubogas — гибкий, как тогда говорили, "как газовая трубка", действительно во многом стал революционным изобретением, позволившим в дальнейшем создавать пластичные браслеты (кстати, и в Piaget есть несколько моделей с браслетом Tubogas).
1960-е годы — начало роста светской популярности наручных часов Piaget (впрочем, ювелиры марки выпускали и часы-кольца, часы-коробочки, напоминавшие миниатюрные сумки, часы-подвески). Столь непохожие на строгие орнаментальные изделия стиля ар-деко часы Piaget в середине 1960-х уже носили Софи Лорен, Джина Лоллобриджида. Самой знаменитой моделью тех лет является наручная модель Piaget, принадлежавшая супруге Джона Кеннеди Джеки: золотой браслет с овальным часовым корпусом, украшенным бриллиантами и изумрудами, с циферблатом из нефрита. Эти часы были крупной международной и даже политической победой Piaget, ведь было известно, что Джеки Кеннеди была много лет поклонницей Tank de Cartier.
В 1960-х зарождается и еще одно декоративно-прикладное направление Piaget, а именно производство асимметричных ювелирных моделей, браслеты которых были выполнены не просто из золота, а из коралловых бусин, асимметричных плашек, раскрашенных цветной эмалью, из звеньев, сделанных из драгоценных камней — бриллиантов, сапфиров, рубинов и изумрудов. Корпуса оставались небольшими в размере, как бы "незаметными", включенными в общую конструкцию: и в такой полученной композиции немаловажным было и техническое развитие марки. Ведь все ювелирные часы — плоские, маленькие — комплектовались фирменными ультратонкими калибрами работы самого дома родом из деревушки Кот-о-Фе (в первую очередь использовались калибры 9P, 2P, 12PC, 6N).
Дизайн ювелирных часов Piaget 1970-х сильно отличается от часов 1960-х. На первый план выходят циклопические асимметричные браслеты, частью которых — далеко не самой заметной — были часовые корпуса (они комплектовались все теми же ультратонкими калибрами Piaget; циферблаты оставались выполненными из поделочных камней). Здесь появляются формы, вдохновленные космическими или биологическими мотивами, но двигателем этих драгоценных часов-браслетов была именно мода. В 1970-х мастера Piaget еще охотнее и смелее разыгрывают модную jet-set-карту: в их вещах оказывается немало элементов стиля хиппи. Неслучайно в те же самые 1970-е в Piaget перешагивают "часовое" направление, представляя часы-сотуар (1971, плетеная нить из желтого золота, овальный циферблат из бирюзы). Таким образом, сращение ювелирного и часового направлений можно было считать окончательно состоявшимся. Но и наработки Piaget в области изготовления классических гибких золотых браслетов не прошли даром: они стали необходимыми при создании знаменитой модели Polo, представленной в 1979 году.