ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ ПО ЧАСАМ

GRAND PRIX D'HORLOGERIE DE GENEVE

АЛЕКСЕЙ ТАРХАНОВ, ЕКАТЕРИНА ИСТОМИНА

В Большом театре Женевы прошла церемония награждения победителей часового "Оскара" — Grand Prix d'Horlogerie de Geneve (GPHG). По имени главной награды — Aiguille d'Or — этот конкурс иногда называют "Золотой стрелкой". В этом году женевский приз выдавали уже в пятнадцатый раз.

Президент фонда, организующего GPHG, Карло Лампрешт не зря вел тяжелые переговоры с часовыми мейджорами, которые то и дело бросали конкурс при проигрыше с криком "Неблагодарные! Ноги нашей здесь не будет". Но бывший министр, опытный политик продолжал настаивать и уговаривать. Конкурс, в котором не участвовали бы главные марки, существовать не мог. В последние годы в жюри было много предложений, как помочь горю — вплоть до того, что, не обращая внимания на обиды, номинировать марки насильно.

Но насильно мил не будешь. Лампрешт в прошлом году, заключил мир с одним из главных "отказников" премии — Swatch Group. Этот влиятельнейший часовой холдинг много лет не участвовал в соревновании. В 2014 году Swatch Group получила главный приз, "Золотую стрелку", за модель Breguet Classique Chronometrie и в этом году тоже не была обойдена призами. Что будет, если однажды она ничего не выиграет? Вот тогда и посмотрим.

Изменился и состав жюри GPHG. Чтобы избежать любых сплетен, оно и раньше подвергалось постоянной ротации, а теперь увеличено в размере и дополнено "посторонними", теми, кто даже теоретически не может быть заинтересован в успехе конкретной марки. В этом году в жюри заседали музыканты Дитер Майер из Yello и Эрик Сингер из Kiss, оба — не дилетанты, а опытные коллекционеры часов. В конкурсе стало больше номинаций. Причем к привычным (мужские, женские, сложные, спортивные) были снова добавлены специальные вроде "Усложнений в женских часах", а затем номинации по типу усложнения (репетир, турбийон, календарь, хронограф). К "Ювелирным часам" добавили "Художественные", кроме того две номинации "Исключительное произведение механики" и "Возрождение" теоретически могли бы увенчать уже награжденную в другой номинации модель. В прежнем регламенте такое исключение делалось только для приза публики: публике ведь не укажешь в стране прямой демократии.

"Золотая стрелка"

Главный приз GPHG — "Золотую стрелку" — получила молодая марка Greubel Forsey, основанная в 2004 году англичанином Стивеном Форси и французом Робером Гребелем. Это вторая их "Золотая стрелка" (первую они выиграли пять лет назад), но впервые часовые авангардисты выступили с такой классической моделью. Их наклонные турбийоны под стеклянными колпаками над циферблатом, с одной стороны, восхищали, а с другой — придавали их произведениям вид иногда не совсем "часовой". В новых Greubel Forsey, Tourbillon 24 Secondes Vision была проведена сложная работа для того, чтобы показать, что их фирменный наклонный турбийон — ну совсем как у других. Конечно, гони природу в дверь, она полезет в окно — наклонный турбийон просто спрятался на заднюю крышку часов, где привычная для стиля Greubel Forsey линза, хотя и не такая высокая, как обычно, позволяет полюбоваться его движением. Зато новые часы подойдут и любителям часовых экспериментов, и сторонникам часов классического облика.

"Женские часы"

Среди шести отличных моделей женских часов, представленных Audemars Piguet, DeLaneau, Piaget и Ulysse Nardin, жюри выбрало, пожалуй, самый мужской вариант — Hublot Big Bang Broderie. Принимая приз, духовный отец марки Hublot Жан-Клод Бивер напомнил, что легендарные Big Bang в 2015 году отмечают свое десятилетие. "Мы думали когда-то, что это чисто мужские часы,— сказал Бивер,— но с годами поняли, что наша модель прекрасно подходит женщинам. У нее оказался огромный потенциал". Главная линия Hublot имеет множество вариантов, но представленный во время SIHH в Женеве Broderie — особенный: это часы, в которых главный декоративный мотив — швейцарское кружево. Золотого, серебряного и черного цветов, оно присутствует не только на ремешках, но и на циферблате, и даже на ободке корпуса. И это не рисунок и не аппликация. Для того чтобы вмонтировать кружево в металл, мастерам Hublot пришлось применить почти секретную (и запатентованную) технологию, которую можно сравнить с лазерной.

"Усложнения в женских часах"

"Усложнения в женских часах" — модная и интересная номинация, появившаяся не так давно. Она следует тенденции: часовщики стремятся предложить женщинам что-нибудь еще, кроме ювелирных часов или уменьшенных вариантов мужских усложнений. Теперь для них разрабатываются специальные механизмы, отличающиеся не только малым размером, но и особым подходом к функциям, которые здесь больше игровые, чем серьезные или, не дай бог, скучные. Все номинированные модели — Audemars Piguet Millenary, DeLaneau Rondo 42 Peony, Hermes Arceau Petite Lune with Diamonds, Piaget Limelight Gala и Ulysse Nardin Jade — очень удачны. Это сложные часы, которые при этом нельзя спутать с мужскими.

Однако первым призом была отмечена новинка знаменитой, но при этом молодой марки Faberge. Владельцы священного имени знаменитого русского ювелира представили в этом году сразу несколько моделей часов, обратившись к таким известным часовщикам, как Джулио Папи из инженерного бюро Renaud & Papi и Жан-Марку Видеррехту из ателье Agenhor.

Женевский мастер Видеррехт, уже добывавший призы на конкурсе GPHG для Hermes и Van Cleef & Arpels и избиравшийся часовщиком года, оказался для марки замечательным партнером. В Agenhor он сделал для Faberge часы с веерным указателем времени в виде павлиньего хвоста. Для этого он разработал специальный механизм, о котором, кстати, давно мечтал. Но разработка механизма для собственного удовольствия — дело неподъемное, а вот на деньги Faberge это было вполне возможно. В сотрудничестве с Орели Пико, возглавляющей часовой отдел Faberge, Видеррехт этой весной удивил своими Lady Compliquee Peacook даже бывалых и ко всему привыкших посетителей Базельской ярмарки.

"Календари"

Стоит ли удивляться, что обычно такой скромный Жан-Марк Видеррехт и сам ходил по фойе, распустив хвост. Ему было чем гордиться. В этом году он помог добиться успеха еще одной марке на GPHG. Речь идет о французах из Hermes, для которых он сделал механизм вечного календаря Hermes Slim d'Hermes QP. Именно они победили на последнем этапе голосования, в котором участвовали также Blancpain, Claude Meylan, Tiffany & Co., Hublot и Ulysse Nardin. Гермесовский календарь выпущен в новой линии марки Slim, в которую входят тонкие часы, отличающиеся ясными, простыми формами и замечательным дизайном, в разработке которого поучаствовал известный французский художник, типограф, плакатист и каллиграф Филипп Апелуа. Это второй большой успех Hermes на Grand Prix d'Horlogerie de Geneve (в 2011-м лучшими мужскими часами признаны Arceau Le Temps Suspendu), и снова он связан не только с художественными возможностями знаменитой марки, но и с техническим гением Видеррехта. Французы не только говорят о том, что привержены искусству и любят художников, они доказывают это на деле, работая с талантливыми независимыми часовщиками.

"Мужские часы"

В номинации "Мужские часы" тоже победил независимый часовщик — финн Кари Вутилайнен. Однако он — не приглашенная звезда, а владелец собственной именной марки Voutilainen. Неоклассик, непременный член Академии независимых часовщиков, Вутилайнен уже трижды побеждал в Женеве. Швейцарский финн создал свой собственный стиль, его часы всегда узнаваемы и держатся с такой же заносчивой скромностью, как и он сам. На сей раз, впрочем, его Voutilainen GMR с черным циферблатом свидетельствовали о том, что классик понемногу смещается к маньеризму, нарочито акцентируя все дизайнерские приметы "стиля позднего Вутилайнена".

Надо сказать, что очень неплохо выступили его соперники по номинации, считающейся на Grand Prix de Geneve одной из самых важных. Она адресована самой крупной и богатой группе клиентов часовых домов: мужчинам, которые покупают и носят большую часть продаваемых в мире часов. Думаем, у щегольских Bvlgari Octo Finissimo Small Seconds, артистических Louis Vuitton Escale Time Zone, авангардных MB&F HMX и рекордно тонких Piaget Altiplano 900P тоже нет проблем с признанием. А стоявшие в этом же списке часы Laurent Ferrier Galet Square получили приз "Открытие", которым награждают вещи молодых марок — пусть даже созданных, как в случае Лорана Ферье, немолодыми часовщиками.

"Хронографы"

Хронограф заслуженно считается одним из главных часовых усложнений. Но и самым распространенным среди главных. Поэтому выбор явно был широк, а вышедшие в финал модели заслуживают внимания. Это сплошь отличные варианты: от Audemars Piguet Royal Oak Concept Michael Schumacher с функцией Laptimer или Montblanc Heritage Chronometrie ExoTourbillon Minute Chronograph Vasco da Gama Limited Edition 60, где к хронографу добавлен турбийон, до замечательного однокнопочного хронографа компании Longines Column-Wheel Single Push-Piece Chronograph или мануфактурных часов TAG Heuer Carrera Calibre 18 Chronograph.

Не так-то легко сделать хронограф, который еще никто не делал. Это удалось Piaget — и у победителя здесь была совершенно особая роль. Сверхтонкие механизмы Piaget знамениты в часовом мире, они 15 раз ставили мировые рекорды. В этом году швейцарские часовщики представили самый тонкий в мире хронограф Piaget Altiplano Chronograph в золотом корпусе 41 мм и толщиной 8,24 мм. Задачей было сделать часы как можно более низкими — и за счет механизма высотой всего 4,65 мм, и за счет того, что хронометрические шкалы расположены в одной плоскости с главным циферблатом и ни цифры, ни метки не поднимаются над циферблатом. При этом хронограф обладает дополнительным усложнением: он не только фиксирует время (в интервале до 30 минут), но и имеет симметричный минутному 24-часовой циферблат для второго часового пояса. В свое время для того, чтобы побить рекорд тонкости в наручных часах в Altiplano 900P (также представленных в этом году на Grand Prix в мужских часах), инженеры Piaget соединили механизм и корпус, сделав из них одну рабочую конструкцию. Так что не зря, выступая со сцены Большого театра, глава марки Леопольд-Метцгер напомнил не только об успехах в "сверхтонких" часах, но и о важности совместной работы тех, кто делает механизмы, и тех, кто делает корпусы. И щедро поблагодарил конкурентов за их старания, побуждающие Piaget к новым тонкостям.

"Возрождение"

Но когда Леопольд-Метцгер, так шикарно закончив дозволенные речи, уходил со сцены, он и не предполагал, что вскоре на нее вернется. Следующий приз, полученный Piaget, не заставил себя долго ждать. Номинация — "Возрождение". Ясно было, что он достанется марке, у которой есть своя история, а в этой истории есть вещи, достойные вернуться в наше время. Как, например, Extremely Piaget Montre Manchette Recto Verso. Это пришелец из 1960-1970-х годов, времени, когда украшения Piaget нарушали все законы и поражали клиентов своей фантазией. Стиль 1970-х нельзя себе представить без таких ювелирных украшений, крупных, сделанных с нарочитой дикостью (золотое тело браслета обработано чеканом, как будто бы над ним склонялись не тонкачи-ювелиры, а веселые ремесленники-хиппи). Меж тем это не просто браслет, это часы, также обязанные своей красотой тонкости механизмов. Чем тоньше механизм, тем толще мог быть циферблат из полудрагоценных камней.

Поскольку это был период, когда марка работала с Америкой и прельщала своими вещами кинематографический, политический и экономический высший свет США, Леопольд-Метцгер заговорил по-английски. Он сказал, что счастлив руководить двумя сильными командами, одна из них делает ювелирные украшения, другая — часы, и счастлив, что Piaget умеет собрать их вместе.

Приз жюри

В 2015 году этот приз решили разделить на троих, но дали его за единственную и общую работу. За созданные в мастерских Vacheron Constantin по специальному заказу (имя счастливого владельца так и осталось неизвестным) самые сложные в мире часы, включающие ни много ни мало 57 усложнений.

До сих пор абсолютный рекорд держали Patek Philippe Henry Graves Supercomplication, имевшие 24 усложнения. Разработка новой супермашины заняла восемь лет, и команда часовщиков — Жан-Люк Перрен и два брата Яник и Мик Пинтюс — вправе были праздновать новую победу. Десять лет прошло с тех пор, как Vacheron Constantin в год своего 250-летия выиграл "Золотую стрелку" за Tour de l'Ile, самые сложные в то время наручные часы в мире. Теперь к 260-летию старейшая швейцарская марка преподнесла себе новый подарок. У модели, названной, догадайтесь почему, "57260", двойной циферблат и 57 усложнений. Среди них — двойной ретроградный сплит-хронограф и сочетание сразу нескольких календарей, в том числе весьма сложного для часовой механики, еврейского. Трудно представить себе их стоимость, если 24 усложнения Patek Philippe Henry Graves были в итоге проданы за $24 млн.

Приз зрителей и "Инновация"

Снова совпали приз зрителей и премия в категории "Инновация", которую получили часы Antoine Preziuso Tourbillon of Tourbillons.

Antoine Preziuso — часовой дом из Женевы, основанный четверть века назад. Антуана Прецьюзо относят к "новому поколению" часовщиков, мастеров, которые начали работать под собственными брендами в начале 1990-х вроде Франсуа-Поля Журна, Феликса Баумгартнера, Робера Гребеля и Стивена Форси, Андреаса Штелера или Кристофа Кларе. В 2002 Прецьюзо участвовал в программе "Опусов" Harry Winston, ему принадлежит Opus II.

В его часах три турбийона совершают обороты вокруг своей оси. Они установлены на круге, который также вращается. Идея пришла ему в голову при виде карусели на берегу Мертвого моря, где кабинки крутились по кругу и на своем основании. Заявку на патент он подал еще в 2004 году, а в 2011-м он попытался воплотить свою идею в часах 3volution. Но это механическое чудовище с корпусом диаметром 52 мм потребовало еще нескольких лет работы, в которой Прецьюзо помогал его сын Флориан. Размер удалось уменьшить до 45 мм, что пошло часам на пользу. За призами отец и сын выходили вместе.

Забавно, что эта сложная, предназначенная для очень богатых коллекционеров вещь понравилась зрителям, голосовавшим на проехавших по миру выставках и в интернете. Возможно, им тоже нравятся карусели. Никто не может и мечтать купить ее домой и поставить в саду, но почему бы не наградить ее создателей?

"Ювелирные часы"

В 2015 году в этой номинации были удивительно красивые варианты вроде цветных Bvlgari Mvsa High Jewellery Watch, классических бриллиантовых Chaumet Josephine Aigrette Imperiale и фантазийных Grappoli de Grisogono. Здесь же выставлялись и премированные часы-браслет Piaget. Но приз был отдан самым необычным часам в этой категории — Audemars Piguet Diamond Punk, которые запомнились нам еще со времен их первого представления на SIHH в самом начале этого года. Это сложный браслет, скорее в духе супрематизма, чем панка, составленный из 56 граней, украшенных 7848 бриллиантами snow setting. Любопытно, что сделан он по типу классических часов "с секретом". Другое дело, что это мощный секрет, который так просто не спрячешь. Один из звеньев браслета сдвигается в сторону, открывая маленький прямоугольный циферблат, покрытый 300 бриллиантами. На Grand Prix была премирована модель с бриллиантами, но нам еще больше нравилась модель, в которой некоторые грани были по контрасту с алмазным "снежным покровом" отделаны черным ониксом.

Глава Audemars Piguet Франсуа-Анри Бенамьяс был рад успеху своей многодельной (1440 часов работы) вещицы. Его давняя мечта — продвигать не только знаменитый Royal Oak, но и другие модели, которые получаются у Audemars Piguet ничуть не хуже. И еще одна мысль прозвучала в его выступлении — азартный спортсмен, он призвал другие марки, которые воздерживаются от участия в Grand Prix, играть в открытую и "сделать усилие, чтобы быть представленными в будущем году".

Бенамьяс имеет право упрекать других, потому что компания Audemars Piguet в GPHG участвовала всегда и часто выигрывала. Что становилось поводом для не совсем осмысленной зависти — как же можно выиграть, не участвуя в игре?

"Спортивные часы"

Среди спортивных моделей конкуренция была очень высокой. Отличный хронограф-автомат Audemars Piguet Offshore Selfwinding Tourbillon Chronograph с турбийоном из линии легендарных Royal Oak; концептуальные часы новой команды Harry Winston — Project Z9; классический El Primero Sport, остающийся у Zenith в течение полувека образцом хронографа, и замечательная модель Seiko Prospex Marinemaster Professional Diver's 1000M Hi-Beat 36000, выдерживающая давление на километровой глубине. Но приз ушел к Tudor Pelagos — очень красивым часам с синим кольцом вокруг синего циферблата. Это модель скорее для прогулки, чем для спорта, но вполне достойная награды. Единственное, кажется, что уже во второй раз, награждая Tudor, при всей самостоятельности бренда, младшего брата Rolex, жюри посылает приглашение брату старшему — присоединиться наконец-то к конкурсу.

"Маленькая стрелка"

Это особая номинация. Ее назвали "Маленькой стрелкой", потому что она единственная, где часы выбирают еще и по цене. Верхняя планка здесь ограничена — хотя и весьма круглой цифрой в 8 тыс. швейцарских франков. Кроме еще одних Tudor — North Flag — здесь соревновались отличающиеся дизайном и материалом часы Bvlgari Diagono Magnesium, изящные и тонкие Slim d'Hermes, красивая модель Montblanc с мировым временем и изображением карты мира на циферблате — Heritage Spirit Orbis Terrarum, тонкие Zenith с новым "элитным" механизмом Elite 6150. И снова, как и в прошлый раз, приз Petit Aiguille получила австрийская марка Habring, которая наконец-то разработала собственный механизм. Он назван A11 в честь Австрии и года начала работы и установлен в новые часы Habring2 Felix. Точно так же, как и в прошлые годы, получать приз вышли владельцы и создатели марки Ришар и Мария Хабринг, но если в прошлый раз они плакали от радости и целовались, то в этот — плакали и предлагали залу разделить печальные семейные обстоятельства. Эта манера уже год назад вызвала язвительное замечание ведущего Фредерика Бегбедера: "Приятно видеть сеанс семейной психотерапии", но на этот раз он промолчал, привыкнув к сентиментальным австрийцам.

"Турбийон"

В номинации "Турбийоны" практически каждый заслуживал награды — и не зря ее получили сразу три модели из этой номинации. Это не только дважды орденоносный Антуан Прецьюзо со своим Турбийоном Турбийоновичем, но и Tourbillon 24 Secondes Vision Greubel Forsey, удостоенный "Золотой стрелки". Здесь же были интереснейшие Blancpain L-evolution C, Tourbillon Carrousel; очень красивая скелетонизированная модель Bovet 1822 Braveheart и футуристическая часовая машина Макса Бюссера MB&F Horological Machine N°6. Приз же отдали куда более традиционным на первый взгляд Ulysse Nardin, Ulysse Anchor Tourbillon.

На самом деле, если посмотреть на технические данные нового улиссовского турбийона, окажется, что если речь и идет о традиции, то о совсем свежей, созданной самой маркой. Ulysse Nardin среди первых в Швейцарии занялись кремниевыми узлами спуска. Теперь у них почти 15 лет опыта и наконец-то построен турбийон с совершенно новой системой спуска, новой формой якоря, подвешенного на тончайших растяжках. Все это из кремния, а в дополнение к новому спуску применено и новое устройство "постоянной силы". Словом, турбийон, помещенный в нижней части циферблата,— настоящая выставка инноваций.

Выступая с благодарностью перед публикой, генеральный директор марки Патрик Хоффман поблагодарил ее спасителя Рольфа Шнайдера, который успел до своей смерти вывести из забвения славный бренд. Теперь Ulysse Nardin принадлежит Kering и может, не беспокоясь за свое будущее, разрабатывать и выпускать такие же замечательные модели.

"Художественные часы"

После финансового кризиса 2008 года подавляющее большинство часовых и ювелирных брендов принялись выпускать "артистические" модели. Как правило, это лимитированные, дорогие серии, которые так и просятся в руки искушенных коллекционеров и часовых маньяков. Так вновь возникла, казалось бы, совершенно позабытая концепция декоративно-прикладных ремесел, или же Metiers d'Art. В ход пошло все: инкрустации, грануляция, маркетри, эмали самых разных техник, работа с перьями экзотических птиц (их размещают на циферблате), мозаика и микромозаика (не только из керамики, но и, например, из кусочков цветного стекла), барельефные, скульптурные решения, гильоше, гравировки, вышивка шелковыми нитками, японская техника работы с золотой крошкой маки-э. В ход шли все, без исключения, темы и сюжеты — опера и балет, национальная архитектура, французские кутюрье, музыканты, футболисты, гольфисты, композиторы и политические деятели, цветы, птицы, бабочки, рыбы, стрекозы, мифические животные (драконы, химеры, птица феникс), а также черепахи и змеи, слоны, пантеры, лягушки, хамелеоны, пчелы и носороги с жирафами. Кажется, не осталось ни одного сюжета, которым бы не воспользовались часовщики и ювелиры в своих перспективных декоративно-прикладных прожектах. На этот раз всех участников обошла в буквальном смысле слова божественная модель Blancpain Villeret, Cadran Shakudo. В центре круглых часов — фигурка счастливого для индусов божества Ганеши, выполненная из традиционного японского сплава на основе меди и золота. В чем видно не только высокое искусство Metiers d'Art, но и долгожданный оммаж заждавшемуся специального продукта индийскому рынку.

"Репетиры"

Награда в музыкально-часовом деле досталась Girard-Perregaux. Приз за Repetition Minute Tourbillon sous Ponts d'Or получал Стефано Маккалузо, старший сын Луиджи Маккалузо, возродившего именитую мануфактуру. После смерти Луиджи она досталась группе Kering, но Маккалузо-сын продолжает успешно работать. На сей раз он соединил два классических усложнения: фирменный турбийон на трех золотых мостах и минутный репетир. Стефано Маккалузо, правда, выступил не от себя, а зачитал со сцены благодарность нового CEO марки Антонио Кальче. С его приходом, состоявшимся меньше года назад, марка меняется, но продолжает удивлять нас замечательными решениями.

"Исключительная механика"

Премию получила марка Swatch Group — Jaquet Droz — за уникальную трехмерную модель The Charming Bird. Это птицы из золота с цветной эмалью, по-настоящему объемные механические существа, заключенные в стеклянные, "аптекарские" колпаки и способные двигаться и петь в необходимый час. Собственно, это и есть верх собственного творчества — как в механике, так и в концепции Metiers d'Art. Свою благодарность со сцены выразил вице-президент марки Jaquet Droz Кристиан Латман. Ну а завершилась церемония, как всегда, групповой фотографией на Большой сцене маленькой Женевы, этого центра часовой вселенной.

Вся лента