Параллельное катание
Краевые и городские власти внедряют электронные проездные раздельно
Краевые и городские власти приступили к внедрению электронных проездных документов. В октябре минтранс края выбрал оператором электронных социальных проездных документов ПКГУП «Автовокзал», которое намерено внедрить систему к 1 апреля. Городские власти выпустили свое постановление, предполагающее внедрение электронных билетов в три этапа, до 2017 года. Мэрия планирует провести собственный конкурс на привлечение инвестора для внедрения автоматизированной системы в пермских автобусах. Перевозчики считают, что действия властей все же должны быть синхронизированы, чтобы затраты на оборудование не стали двойным грузом для предпринимателей.
12 ноября глава Перми Дмитрий Самойлов подписал постановление «О внедрении автоматизированной системы учета пассажиропотока и оплаты проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования города Перми». Постановление регламентирует сроки и порядок внедрения электронных билетов на регулярных маршрутах города Перми. Также опубликовано положение о проведении конкурса на право заключения инвестиционного соглашения на внедрение и обслуживание автоматизированной системы учета пассажиропотока и оплаты проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования города Перми.
Согласно постановлению до 1 января 2016 года должны быть проведены конкурсные процедуры по отбору оператора. Внедрение системы будет происходить в несколько этапов: к 1 июля должна быть обеспечена возможность пользования электронными картами льготным категориям, для остальных пользователей общественного транспорта электронная оплата проезда станет доступной лишь с 1 января 2017 года. Постановление содержит и условия конкурса по выбору оператора электронной системы оплаты проезда. В частности, одним из критериев оценки будет размер процента оператору системы от действующего тарифа за каждую транзакцию. В документе он колеблется от 3 до 8% в зависимости от способа оплаты. Пока конкурсные процедуры не объявлены. Расходы на внедрение электронной системы предполагается заложить в тариф на проезд. В частности, на днях комитет по экономическому развитию уже рассмотрел соответствующие изменения в методику расчета тарифа на проезд, предполагающие увеличение общехозяйственных расходов на транспорт на 3%. На комитете начальник департамента дорог и транспорта администрации Перми Илья Денисов уточнил, что еще в прошлом году, до изменения курсов валют, расходы на создание системы автоматизированного учета пассажиропотока оценивались в 100 млн руб., плюс еще 28 млн руб. ежегодно — на ее обслуживание. «Это те затраты, которые мы имеем, вот эти 3% и есть расчет», — отметил чиновник.
Напомним, вопрос о внедрении электронных проездных документов обсуждается в Перми уже несколько лет. Особенно на этом настаивают депутаты Пермской гордумы, которые считают, что электронный учет пассажиров позволит контролировать денежные потоки в транспортной отрасли и тем самым уменьшит затраты на субсидирование городских перевозок из бюджета. Однако запуск системы откладывался уже несколько раз. Процесс застопорился в том числе из-за вмешательства краевых властей, которые решили, что центр обработки транспортных транзакций, который будет фиксировать пассажиров, пользующихся электронными социальными проездными документами (СПД), должен быть создан на базе ПКГУП «Автовокзал».
Не достигнув компромисса в синхронизации процесса с городскими властями, краевые чиновники уже предприняли меры для внедрения собственной системы. В октябре министерство транспорта Пермского края провело отбор оператора электронных социальных проездных документов. Заявки на участие в отборе были поданы от ПКГУП «Автовокзал» и ООО «Прокарт» (ООО «Прокарт» в августе прошлого года начало внедрять систему электронной оплаты проезда в Перми по договору с перевозчиками. — „Ъ“). Победу одержало краевое предприятие. ООО «Прокарт» обратилось с жалобой на итоги отбора в УФАС. Вчера директор ООО Денис Гвоздев комментировать ситуацию отказался.
В дальнейшем «Автовокзал» намерен с помощью конкурса определить поставщика программного обеспечения. Согласно документам, опубликованным на сайте министерства транспорта Пермского края, бумажные социальные проездные документы прекратят действие уже с 1 апреля — к этому времени должна быть внедрена электронная система СПД. Как пояснил собеседник „Ъ“, знакомый с ситуацией, перевозчикам, желающим получать компенсацию по СПД, нужно будет заключить договор с «Автовокзалом» и обеспечить свои автобусы необходимым оборудованием. «На основании электронной системы в дальнейшем может быть реализован проект по созданию единого электронного билета по всему краю», — уточнил собеседник „Ъ“.
Перевозчики опасаются, будут ли системы города и края синхронизированы. «Если у города будет своя система, а у края своя — перевозчику, что, придется оборудовать транспорт сразу двумя системами? Учитывая разные сроки внедрения, городу, видимо, все-таки придется подстраиваться под систему края», — говорит один из перевозчиков.
Предприниматель, экс-начальник комитета по транспорту города Перми Олег Боровик отмечает, что, в случае внесения изменений в методику расчета тарифа в части увеличения нормы общехозяйственных расходов на 3 процентных пункта для внедрения автоматизированной системы оплаты проезда, прибавка в действующий тариф составит 49 копеек. «На прошлой неделе было принято постановление администрации города Перми о проведении конкурса на выбор инвестора — оператора автоматизированной системы оплаты проезда в Перми. Несмотря на то что конкурсной документации и технического задания еще нет, анализ данного постановления позволяет предварительно оценить, что вознаграждение оператора составит порядка 4,5% от тарифа на перевозку, и тогда непонятно, почему в расходы планируется включить только 3%, а остальные 1,5% все-таки перевозчики должны оплатить за свой счет? Тогда непонятно, в чем смысл привлечения инвестора. Какой эффект он должен принести? Зачастую в других городах при внедрении таких систем стоимость проезда по картам дешевле, и даже у нас, в Перми, в системе, которая уже работает и для которой никто не требует включения затрат в методику формирования тарифа, уже действуют скидки для пассажиров порядка 50 копеек за поездку. А в данном же случае все получается наоборот», — отметил он.