Российский газ ушел на второй план
Евросоюз тормозит на пути энергонезависимости
Формально жесткая позиция ЕС в отношении энергозависимости от России пока не подкрепляется конкретными мерами. Вчера стало известно, что проект энергосоюза ЕС за полгода так и не обрел четкого содержания. Зато сразу три газопровода из Юго-Восточной в Центральную Европу попали в список приоритетных проектов, в том числе Eastring, продвигаемый Словакией, и Tesla, поддерживаемый Австрией. Еврокомиссия одобрила их с редкой скоростью, хотя проекты может использовать "Газпром" для снабжения Балкан газом "Турецкого потока".
Еврокомиссия опубликовала новый список приоритетных европейских инфраструктурных проектов (projects of common interest, PCI). Статус PCI дает возможность привлечь гранты из фондов ЕС, облегчает получение разрешений от регуляторов и в целом свидетельствует о благожелательном отношении к нему Брюсселя.
Несмотря на отмену проекта газопровода South Stream и крайне скептический подход Еврокомиссии к "Турецкому потоку", в списке оказались сразу три газопровода, которые потенциально мог бы использовать "Газпром" для поставки газа в Южную и Центральную Европу. Так, статус PCI получили Eastring (газопровод из Словакии в Болгарию, см. "Ъ" от 6 июня), Tesla (газопровод из Греции в Австрию, его активно продвигает партнер "Газпрома" австрийская OMV), а также расширение будущего газопровода Болгария--Румыния--Венгрия--Австрия. Все они позволяют "Газпрому" решить одну из главных проблем отказа от транзита через Украину — доставить газ "Турецкого потока", конечной точкой которого пока намечена граница Турции и Греции, в балканские страны. Сейчас предполагается, что обеспечивать Балканы будет вторая нитка "Турецкого потока" мощностью 15,75 млрд кубометров в год. В январе глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что компания не намерена сама строить газопроводы в развитие "Турецкого потока".
Страны Южной и Центральной Европы, которые потенциально могут потерять транзитные платежи из-за прекращения поставок через Украину (больше всего теряют Словакия и Болгария), стали активно продвигать проекты, которые позволили бы им сохранить эти доходы. "В переговорах с Брюсселем утверждается, что эти трубы предназначены не для российского газа, а для будущего газа с черноморского шельфа, из Азербайджана или с терминалов СПГ,— говорит собеседник "Ъ" на европейском рынке.— Но все понимают, что наиболее надежный вариант с точки зрения окупаемости труб — "Газпром"".
Но и в других вопросах в целом сохраняющаяся жесткая риторика Еврокомиссии в отношении энергетической зависимости от России пока не подкрепляется конкретными действиями. Вчера Еврокомиссия опубликовала отчет, что сделано за последний год для создания энергосоюза ЕС, и пока ни одного содержательного документа Брюссель не согласовал. Поправки в директиву о безопасности газовых поставок (в частности, о возможном контроле Брюсселя над коммерческими контрактами) перенесены на следующий год. Та же судьба постигла стратегию ЕС на рынке СПГ, планы по подписанию меморандума о стратегическом партнерстве с Украиной в сфере энергетики и трехстороннего меморандума с Туркменией и Азербайджаном о Транскаспийском газопроводе.
"Удивительно, что такие свежие проекты, как Eastring и Tesla, смогли так быстро пройти многоэтапную процедуру для попадания в список PCI — только Еврокомиссия должна была рассматривать их четыре месяца,— говорит Мария Белова из Vygon Consulting.— Возможно, европейцы всерьез отнеслись к заявлениям об остановке поставок через Украину". Статус PCI не дает послаблений с точки зрения выполнения Третьего энергопакета, и если "Газпром" захочет воспользоваться этими трубами, ему нужно будет либо забронировать не более половины их мощности, либо продать газ европейцам на границе ЕС. На последнее монополия уже готова была согласиться — Алексей Миллер заявлял официально, что компания собирается сдавать газ на границе Греции и Турции.