Со спецсредствами предлагают не частить
Госдума и Совет федерации скорректируют полномочия ФСИН
Правительственный законопроект, который расширяет основания для применения сотрудниками ФСИН спецсредств в отношении заключенных, будет доработан. На основании высказанных правозащитниками замечаний поправки к законопроекту подготовит зампред комитета по безопасности Александр Хинштейн ("Единая Россия"). Свои предложения уже передали в комитет сенаторы Вадим Тюльпанов и Людмила Кононова.
На этой неделе заканчивается срок предоставления поправок к законопроекту правительства, который расширяет полномочия сотрудников ФСИН. Напомним, разработанный Минюстом в 2014 году проект расширяет основания для применения сотрудниками ФСИН силы и спецсредств в отношении заключенных. Если сейчас можно использовать спецсредства при "злостном неповиновении", то согласно проекту для этого будет достаточно "нарушения режима содержания" со стороны заключенного или "иных противоправных действий, дезорганизующих деятельность учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора". Проект также разрешает надзирателям применять силу "при исполнении обязанностей по конвоированию", использовать специальные палки, газовые средства, наручники, электрошокеры, служебных собак, водометы и бронемашины.
Как писал "Ъ" 18 июня, еще до внесения проекта в Госдуму правозащитники предложили более 70 поправок, которые согласовали с ФСИН и передали в правительство. Однако проект был внесен в Госдуму в мае 2015 года в первоначальной версии и принят в первом чтении 21 октября. При этом в заключении думского комитета по безопасности еще перед первым чтением отмечалось, что применение физической силы и спецсредств "видится необоснованным". Комитет предлагал "устранить замечания при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении".
Как рассказал "Ъ" зампред комитета по безопасности Александр Хинштейн ("Единая Россия"), на этой неделе представители ФСИН, Минюста, Общественной палаты, ГПУ и уполномоченного по правам человека вместе с ним рассмотрели высказанные правозащитниками замечания. На их основании господин Хинштейн подготовит поправки. По его словам, прежде всего, в проект следует заложить так называемую "трехуровневую систему": сначала сотрудник ФСИН обязан будет сделать заключенному предупреждение, а если это не сработает, то можно будет применить силу, и только после этого — спецсредства, и уже потом — оружие. Кроме того, по словам единоросса, сейчас в проекте отмечается, что спецсредства и сила могут применяться "за нарушения режима". Он предлагает прописать, что сделать это можно будет, только если заключенный "окажет неповиновение", а также уточнить, что в случае применения спецсредств ФСИН обязан обеспечить заключенных не только медицинской помощью, как это прописано в проекте сейчас, но и проследить, чтобы медработники зафиксировали полученные ранения. Депутат также хочет запретить применять водомет в качестве спецсредства, если температура воздуха ниже +5 градусов (сейчас в проекте — 0).
Свои поправки подготовили и сенаторы Вадим Тюльпанов и Людмила Кононова. Они предлагают конкретизировать, когда применение насилия оправдано: "в случае попытки побега, для пресечения преступлений, а также продолжаемых, сразу после неоднократных законных требований о прекращении нарушений порядка конвоирования". В противном случае "любые избиения могут быть оправданы", поясняет Вадим Тюльпанов. Применение спецсредств они предлагают ограничить "исключительными случаями, когда иные меры исчерпаны и/или недостаточны": например, не при подозрении заключенного в возможном побеге, а "при совершении активных действий, направленных на побег".
Статс-секретарь Федеральной палаты адвокатов Константин Добрынин отмечает, что сейчас проект дает "законодательное разрешение на применение насилия к заключенному, что прямо противоречит ст. 21 Конституции, ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод". "Самое опасное — он предусматривает прямую возможность несоразмерного применения физической силы при даже малозначительных нарушениях, которые легко можно подвести под противодействие законным требованиям",— сказал он.