Отчетность российских корпораций догоняет мировые тренды
Мониторинг / раскрытие информации
Качество корпоративных отчетов об устойчивом развитии (КСО) крупнейших российских компаний постепенно улучшается. Все больше предприятий стремится соответствовать передовым тенденциям в раскрытии информации. К таким выводам пришли аналитики агентства Emerging Communications, изучив ежегодную отчетность в сфере КСО и устойчивого развития топ-40 корпораций по капитализации за 2014 год. К 11 ноября 2015 года лишь 21 из 40 рассматриваемых компаний опубликовала такую отчетность (две компании — Qiwi и Номос-банк — не публиковали никаких отчетов, а 17 — лишь годовые финансовые отчеты).
В 2014 году произошло два заметных изменения в структуре годовой отчетности анализируемых компаний (см. график). Первое — большинство отчетов в сфере КСО были сделаны в новом формате руководства "Глобальной инициативы по отчетности" — G4 (исключением оказались ПАО ЛУКОЙЛ и ПАО "Ростелеком"). Формат предполагает раскрытие цепочки поставок, которую смогли показать лишь шесть компаний: АК АЛРОСА, АНК "Башнефть", ПАО "Газпром нефть", ОАО НОВАТЭК, ПАО "ГМК "Норильский никель"" и ПАО "Уралкалий". Немногие предприятия верифицировали свои отчеты у независимых аудиторов — ПАО "РусГидро" и АК АЛРОСА, ОАО "Банк ВТБ" и ПАО "ГМК "Норильский никель"". Второе изменение — активный переход на интегрированную отчетность (ее международный стандарт появился лишь в 2013 году). Ее цель — представить взаимосвязь стратегии, управления, основных финансовых и нефинансовых показателей компании в меняющихся внешних условиях и то, как они создают ценность в короткой, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Как интегрированный свой отчет в 2014 году определили ПАО "Уралкалий" и ГК "ФосАгро". Еще три годовых отчета (ОАО "НК "Роснефть"", ПАО "Татнефть" и ПАО "Интер РАО") "можно отнести к условно интегрированным или отчетам с элементами интегрированного", замечают авторы исследования.
Хотя авторы исследования заключают, что в российской корпоративной практике функция КСО, как правило, не выделяется в отдельный административно-управленческий блок и зачастую вопросами КСО занимаются подразделения, связанные с PR и IR, компании все же начинают относиться к КСО как к способу сократить не только репутационные, но и экономические издержки.