Как «Единая Россия» стала самой безвредной партией

Андрей Перцев о стратегии «голосуй за кого угодно»

Один из активных участников «итальянской забастовки» в Госдуме 2012 года, когда часть депутатов от оппозиции пытались сорвать принятие закона о митингах, ужесточившего правила проведения массовых акций и наказания за нарушения на них. Позднее он пытался оспорить документ в Конституционном суде. Этот депутат, в отличие от большинства своих коллег, воздержался от голосования за закон об иностранных агентах в том же 2012-м: тогда он опасался, что под него попадут НКО, которые наблюдают на выборах (так и произошло). Инициативы ассоциации «Голос» он оценивал положительно, а с наблюдателями от этой организации в день голосования старался сотрудничать. Сторонник прямых выборов мэров, один из опытнейших специалистов в избирательном законодательстве.

Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ

Назовите, не задумываясь, фамилию этого депутата.

Теперь попробуйте угадать другого парламентария. Автор заявления о возможном введении выездных виз, депутат, который вместе с сенатором Валентиной Петренко заявил: «Я не Шарли». Он же предлагал ввести квоту на блюда русской кухни для ресторанов, ограничить количество домашних животных в зависимости от жилплощади, запретить работу иностранных фондов, которые помогают талантливым ученым из России поучиться за рубежом. Здесь заминки возникнуть не должно — это депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев и неполный список его идей.

В первом случае речь тоже шла о депутате Вадиме Соловьеве. Это один и тот же человек. Только если те примеры его законотворческой деятельности относятся к периоду до 2013 года, то следующие — к последним 1,5 года.

Подобное случилось не с ним одним — метаморфозы отражают изменение взглядов и действий всей системной оппозиции, которая на выборах Госдумы 2011 года получила поддержку тех россиян, которые готовы были голосовать «за кого угодно, кроме “Единой России”». Автором этой стратегии считается Алексей Навальный, но о ней же говорили и коммунисты, и справороссы. Механизм сработал — по сравнению с кампанией 2007 года партия власти получила почти на 15% меньше голосов, зато КПРФ прибавила 7,62%, справороссы — 5,5%, и даже ЛДПР, электорат которой обычно стабилен, получила «в плюс» 3,5%. Вряд ли россияне вдруг прониклись идеями социализма в изводе КПРФ или социал-демократии по версии Миронова-Левичева. «Единую Россию» представили главной бедой — коррумпированной (для подтверждения были опубликованы сведения об имуществе нескольких видных единороссов) опорой власти. Остальные партии на этом фоне выглядели вполне безвредными и даже выступали за честные выборы, сменяемость власти, в общем за все хорошее на фоне всего плохого у единороссов. Коммунистов лучше знали, поэтому им досталась большая доля поддержки. Ну, а те, кому категорически не нравились красные флаги и портреты Ленина и Сталина, поддержали справороссов.

До новых думских выборов осталось меньше года, и уже сейчас понятно, что стратегия «Голосуй за всех, кроме...» теперь не сработает, при том что к сентябрю 2016 года количество недовольных потенциально может вырасти. Задержки зарплат бюджетникам, проблемы с финансированием больниц и школ, их сокращение — все это есть уже сейчас. Но многие недовольные этим за красных уже не проголосуют, несмотря на то что коммунисты традиционно выступают с инициативами по увеличению соцподдержки. «Это те, кто визы вводит и кошек запрещает? До такого даже единороссы не додумались»,— сплюнет средний, не готовый голосовать за «Единую Россию», но сторонящийся ПАРНАС и «Яблока» россиянин. Возможно, гражданин припомнит и идеи депутатов от КПРФ о наказании геев за каминг-ауты («заняться больше нечем») и запрете поездок в Турцию («отдыха лишают!»). Справороссы теперь ассоциируются скорее с Еленой Мизулиной и полной поддержкой «генеральной линии», а зачем голосовать за вторую партию власти, если есть первая? И хотя «Справедливая Россия» продолжает выступать с социальными инициативами, например, она передала в правительство подписи миллиона россиян за заморозку платежей на капремонт, но на фоне такого популизма единороссы смотрятся более эффективно. Кто-то подписи сдает, а они решают — с Дмитрием Медведевым, премьером и одновременно лидером партии. Кроме того, у «Справедливой России» тоже хватает странных инициатив: отмена скидок на алкоголь, госмонополия на авиарынке и так далее.

Запрещать и ограничивать — это тренд, который в свое время задали сами же единороссы. Ставить барьеры по любому поводу уже пару лет стало чуть ли не обязательной программой для депутатов «системно-оппозиционных» думских фракций. Вряд ли их кто-то заставляет — дух времени такой, да и в администрации президента, как им кажется, лишний раз могут посмотреть одобрительно. Всем запретительным инициативам коммунистов и справороссов дается зеленая улица: КПРФ запрещает, «Справедливая Россия» хочет ограничить. Редкий день в редком СМИ обходится без таких заголовков. Любое слово или предположение депутата сразу поднимает его в топ новостей.

«Единая Россия» на этом фоне выглядит очень умеренной партией: куда-то пропали из повестки Евгений Федоров и Виталий Милонов. Их места в информационной повестке заняли Вадим Соловьев и Валерий Рашкин из КПРФ и, например, Олег Нилов из «Справедливой России». Машинка по изготовлению причудливых законодательных инициатив — это теперь думская оппозиция, получившая голоса тех, кто был готов поддержать «кого угодно».

Не то чтобы избиратель ошибся в главном — получилось так, что в Госдуме, действительно, оказался «кто угодно». И больше не готовые поддерживать партию власти россияне по этому пути не пойдут, эта проблема для администрации президента решена. Помогли справиться с ней сами депутаты, решившие, что запрос на запрет существует.

Андрей Перцев

Вся лента