Стояние протеста
Водители большегрузов выступили против введения системы «Платон»
Вчера в Энгельсе и Саратове водители большегрузов провели акцию протеста в ответ на введение с 15 ноября системы «Платон», созданной для взимания платы с фур за проезд по федеральным трассам. В Энгельсе колонну из 70 фур остановили сотрудники ГИБДД для проверки документов, несколько водителей были доставлены в отдел полиции и были отпущены спустя два часа. В Саратове дальнобойщики пересели на легковые автомобили, здесь обошлось без задержаний. Представители Общественной палаты региона осудили дальнобойщиков за то, что те не согласовали акцию с властью, и предложили им сесть за стол переговоров. Представители КПРФ сообщили о том, что водители большегрузов обратились к ним с просьбой о помощи в создании профсоюза.
Акция протеста проводится по всей стране. В Саратовской области к ней присоединились два города. В Энгельсе акция началась утром: у проходной «Завода металлоконструкций» собралось около 70 грузовиков, на которых были размещены плакаты с надписями «Нет платным дорогам» и «Нет Платону». Колонна начала движение, но вскоре была остановлена автомобилями ГИБДД, перекрывшими дорогу. По словам участников акции, сотрудники полиции стали отбирать документы у водителей, объясняя это тем, что поступили жалобы от жителей. Несколько водителей были доставлены в отдел полиции в сопровождении полицейских с автоматами. Остальные стали дожидаться коллег, пригрозив перекрыть трассу, если те не будут отпущены. Примерно через два часа задержанных отпустили, колонна направилась к месту начала акции, а затем все разъехались. В пресс-службе ГУ МВД сообщили, что автомобилисты были остановлены для проверки нарушения административного законодательства. «С ними проведены беседы о недопущении впредь нарушений правил дорожного движения», — сказали в полиции.
Акция продолжилась в полдень в Саратове. Несмотря на вынужденную задержку из-за инцидента с полицией в Энгельсе, многие дальнобойщики все-таки успели к месту сбора на Вольском тракте. По словам очевидцев, вдоль обочины выстроилось около трех десятков фур. Некоторые дальнобойщики, узнав о проверке документов в Энгельсе, оставили большегрузы и приехали на легковых автомобилях или на общественном транспорте. Всего собралось около полутора сотен человек. Полиция запретила проезд большегрузам, поэтому колонна из легковых автомобилей и четырех все-таки прорвавшихся фур без особых происшествий доехала до кольца НИИ и вернулась обратно.
На прошлой неделе акция протеста прошла в Балаково — вдоль Саратовского шоссе выстроилось четыре десятка фур. Они заявили, что введение платного проезда по федеральным трассам отразится на стоимости перевозок и, следовательно, на ценах на товары в магазинах.
Система «Платон», при помощи которой с грузовиков массой свыше 12 тонн взимается плата за проезд по федеральным трассам, была запущена в эксплуатацию 15 ноября. Соответствующий закон был принят в 2011 году. Размер платы за нанесение ущерба дорожному полотну утвержден в размере 1,5293 рубля за километр фактического пробега грузовика, с 1 марта 2016 года тариф вырастет до 3,06 рубля. Полученные средства — примерно 40 млрд рублей в год — будут направлены в федеральный дорожный фонд, который будет использоваться для ремонта трасс. По данным Росавтодора, регистрацию в проекте уже прошли более 450 тыс. транспортных средств.
Член Общественной палаты Саратовской области Владимир Незнамов отметил, что любой протест должен быть без ущерба для остальных членов общества, намекая на то, что акция была не согласована с властями. «Если мы говорим об обществе соблюдения закона — давайте соблюдать его все. И есть легальные, законные формы протеста. На них имеет право каждый гражданин РФ. Недавний пример, как малый и средний бизнес отстаивали поправки в закон о налоге на имущество. В итоге власть услышала бизнес, но до этого момента никто не закрывал магазины, не останавливал торговлю, и жители города этого даже не заметили, — сказал он. — Конечно, можно дискутировать о сумме налога, но то, что большегрузные автомобили наносят больший ущерб дорожному полотну, — это факт. И логика в том, что за это надо платить, есть». Его коллега по Общественной палате Евгений Лузановский сравнил энгельсскую акцию с попыткой воздействовать на решение власти при помощи «шантажа». «То, что в течение нескольких часов было перекрыто движение в крупном городе, свидетельствует как раз об этом. Создалась ситуация, угрожающая безопасности жителей. По-моему, единственный способ решения подобных проблем — это диалог за столом переговоров и выработка совместных, устраивающих всех решений», — пояснил он.
По словам руководителя Фрунзенского райкома КПРФ Николая Бондаренко, который принимал участие в мероприятии, акция дальнобойщиков получилась «очень крутой». «Водители большегрузов действовали дружно, переговаривались по рации, не бросали товарищей, которых забирала полиция. Мы так и не смогли в итоге сосчитать, сколько было машин, — сказал он. — Водители обратились к нам несколько дней назад с просьбой о помощи в создании профсоюза. Мы уже обсуждали эту идею, в пятницу соберемся в очередной раз. Такая ситуация по всей стране. Профсоюз поможет им более эффективно отстаивать свои права. А в этом они сейчас очень нуждаются — на них власть давит, полиция прессует».