Дилера попросили задержаться

Суд запретил ликвидировать «Уфа-АвтоВАЗ»

Старейшему уфимскому дилеру АвтоВАЗа — компании «Уфа-АвтоВАЗ», оказавшейся на грани банкротства, не удалось безболезненно свернуть бизнес и самоликвидироваться. Этому воспрепятствовал АвтоВАЗ. Завод требует от партнера возврата 33,85 млн рублей долга. В «Уфа-АвтоВАЗе» считают, что должны меньшую сумму, и готовы выставить поставщику встречные претензии.

Тольяттинский автозавод добился в арбитражном суде Башкирии запрета на ликвидацию уфимского дилера «Уфа-АвтоВАЗ». Автопроизводитель рассчитывает взыскать с партнера 33,85 млн руб. долга. Рассмотрение иска суд назначил на 30 ноября.

До окончания процесса суд запретил ИФНС №39 вносить в ЕГРЮЛ запись о ликвидации предприятия, посчитав, что это создает риск неисполнения судебного решения. АвтоВАЗ просил также арестовать имущество должника, соответствующее сумме долга. Но суд в этом отказал, посчитав меру избыточной.

Напомним, что «Уфа-АвтоВАЗ» объявил о ликвидации по решению единственного учредителя, предпринимателя Александра Асеева, в июле этого года. Перед этим один из кредиторов подал в суд на ее банкротство. В «Уфа-АвтоВАЗе» объясняли решение о ликвидации попыткой защититься от недружественного поглощения. В начале ноября представители господина Асеева выставили компанию на публичные торги, оценив ее в 450 млн руб. (см. „Ъ“ от 6 ноября).

Представитель дилера Рамиль Сатаев говорит, что переговоры с покупателями не завершены. По его словам, в арбитраже компания готова признать лишь половину суммы долга. АвтоВАЗ предъявил ее в качестве оплаты за 92 автомобиля, которые были поставлены в Уфу, но не оплачены дилером, отметил собеседник. После этого примерно половина покупателей отозвала заказы и расторгла договор с компанией, объяснил господин Сатаев. «АвтоВАЗ забрал их машины назад. То есть фактически мы должны за вдвое меньшее число машин, и сумма иска в суде должна быть пересмотрена»,— отмечает он. Варианты внесудебного урегулирования спора стороны не рассматривают. «Уфа-АвтоВАЗ» намерен подать встречный иск к производителю на оплату 4 млн руб. за гарантийное обслуживание автомобилей, заявил Рамиль Сатаев.

В АвтоВАЗе на запрос „Ъ“ не ответили.

Проблемы у уфимского дилера начались в апреле, когда он перестал исполнять обязательства перед клиентами, оплатившими полную стоимость машин. С исками в районные суды к компании обратилось более 200 клиентов. Одна из них, Минзифа Бикмухаметова, взыскавшая через Октябрьский суд Уфы 623 тыс. руб., подала на банкротство предприятия. Позже она переуступила долг. Рассмотрение иска о банкротстве неоднократно откладывалось.

По мнению юристов, претензии АвтоВАЗа могут лишь отсрочить ликвидацию уфимского дилера, но всерьез на его планы не повлияют. При подаче заявления о банкротстве должника, находящегося в стадии ликвидации, суд вводит не наблюдение, а конкурсное производство, напоминает старший партнер группы правовых компаний «Интеллект-С» Роман Речкин: «Это сокращает время банкротства, а главное — дает контроль над процедурой». Поэтому процесс по иску АвтоВАЗа, видимо, будет затягиваться, чтобы не дать кредитору возможности подать иск о несостоятельности дилера, предположил управляющий партнер судебного агентства «Барристер» Айдар Муллануров.

Анна Челак

Вся лента