Татарстан хочет остаться с президентом
Республика ведет переговоры с Москвой о сохранении названия высшего поста
Власти Татарстана намерены сохранить институт президентства в регионе, от которого они должны были отказаться к 2015 году, однако получили отсрочку еще на год. Вчера спикер Госсовета республики Фарид Мухаметшин заявил, что консультации с федеральным центром по этому вопросу продолжаются и вопрос разрешится до нового года. Депутаты Госдумы от Татарстана, готовы внести законопроект о сохранении названия «президент», как только будет достигнута «политическая договоренность». Избранный в сентябре на второй срок глава Рустам Минниханов ранее заявлял, что «этот срок руководитель Татарстана будет называться президентом».
Спикер Госсовета Фарид Мухаметшин вчера заявил, что Татарстан проводит консультации с федеральным центром о сохранении названия высшего должностного лица региона — президент республики Татарстан. «У меня нет особых опасений, что мы до 1 января 2016 года какое-то решение найдем. У нас есть небольшое время, я тоже веду консультации»,— подчеркнул он. Каким образом Татарстан планирует сохранить этот пост, спикер говорить не стал, но отметил, что республика не хочет «радикализации этого вопроса», а потому не планирует обращаться в Конституционный суд РФ для его разрешения. Господин Мухаметшин добавил, что в парламент республики поступают письма «от общественных организаций, от простых граждан: давайте поднимайте этот вопрос, мы за президентство».
По мнению избранного от Татарстана депутата Госдумы Александра Сидякина («Единая Россия»), должность президента Татарстана может быть сохранена «на период исполнения полномочий» действующего главы республики. «Я активно агитирую за это и считаю, что мы должны сохранить такое наименование», — сказал он, отметив, что представители республики в Госдуме готовы инициировать соответствующий законопроект, когда будет «политическое решение». «Это несложный законопроект, он пишется за час. Как только политическая договоренность подтверждается, как только мы понимаем, что она произошла — мы его вносим», — пояснил господин Сидякин.
Напомним, Татарстан остается единственным субъектом РФ, где сохранился институт президентства. Принятый в 2010 году Госдумой закон предусматривал, что к 2015 году в наименовании должностей глав регионов не должно быть «слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства — президента РФ». В феврале Владимир Путин подписал поправки к закону, согласно которым срок переименования должности главы Татарстана продлен до 2016 года, поскольку у региона есть договор о разделении полномочий с федеральным центром. Президентом Татарстана с 2010 года является Рустам Минниханов. Господин Мухаметшин напомнил результат, с которым он был избран в сентябре на второй срок — 94,4% при явке 84,2%. «Наши избиратели одновременно избрали и (должность – „Ъ“) президента», — считает спикер.
Рустам Минниханов также выступает за сохранение названия своей должности и надеется ее сохранить в ближайшие пять лет. На прошлой неделе, выступая в медиаклубе при постоянном представительстве республике в Москве, он заявил, что «этот срок руководитель Татарстана будет называться президентом», однако не дал подробных пояснений. А на инаугурации господина Минниханова экс-глава республики Минтимер Шаймиев подчеркнул, что статус президента для руководителя региона очень важен: «Потому что слово “президент” не подлежит переводу ни на татарский, ни на русский языки. Вот где еще сила и авторитет. Людям нравится как сам президент, так и название высшего должностного лица нашей республики».
«Я не видел проекта. Этот вопрос не комментирую»,— сообщил Ъ глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин. Он добавил, что уже сегодня увидит Фарида Мухаметшина, который вылетел в Москву на совместное заседание обеих палат российского парламента.