Казна «почти на уровне»
Воронежское облправительство передает на утверждение депутатам проект бюджета-2016
В ближайшее время на рассмотрение депутатов Воронежской облдумы должен поступить проект бюджета региона на 2016 год. По сравнению с документом, принятым на 2015 год в декабре 2014-го, новый бюджет предусматривает более низкий дефицит: он должен уменьшиться с 7,9 до 5,6 млрд руб. Такой результат может обеспечить сокращение расходов на дорожное хозяйство, социальное жилье, общее образование, культуру и здравоохранение. Помимо уменьшения расходов на 3,7 млрд руб. (с 77,4 до 73,75 млрд руб.) область ожидает и снижение доходов на 1,5 млрд руб. (с 69,6 до 68,14 млрд руб.).
Проект бюджета обсуждался на уходящей неделе в ходе заседания правительства области. По оценке руководителя департамента экономического развития Анатолия Букреева, около 80% бюджета нового года нацелены на поддержку социального сектора и только 20% — на реальный. «Идеальное» соотношение, по словам господина Букреева, должно составлять 60 на 40%. По его словам, в будущем году область ждет двукратного снижения уровня инфляции — до 8% (при этом реальные доходы населения, потребительский спрос и розничный товарооборот должны демонстрировать положительные значения, запланирован их рост на 1,2%). Господин Букреев также выделил ожидаемый рост объемов производства в промышленности в 2016 году — на 3%, темп прироста ВРП «почти на уровне 2%» (больше российского уровня на 1,2 процентных пункта). Руководитель управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области Сергей Дуканов отметил, что в этом году объемы импорта сократились в два раза, а сохранение на прежнем уровне экспорта «положительно повлияет на формирование бюджета». «Сегодня рубль к доллару существенно подешевел, но явно подорожал уровень нашей жизни. Каждый рубль нужно ценить по-особому. Нужно продумать план в следующем году по оптимизации действий по сферам», — резюмировал обсуждение проекта губернатор Алексей Гордеев.
По данным руководителя департамента финансов области Надежды Сафоновой, из общего объема доходов, спрогнозированного в сумме 68,14 млрд руб., налоговые и неналоговые составят 56,8 млрд руб. (53,41 млрд руб. и 2,66 млрд руб. соответственно). Собственные доходы региона по сравнению с нынешним годом должны вырасти на 2,8%, или на 1,5 млрд руб. Но «динамика их роста, как и в целом по России, в следующем году замедляется, что влияет на объем расходов бюджета». Основной доходный потенциал госпожа Сафонова увидела в трех источниках: налогах на доходы физических лиц, на прибыль и на имущество организаций. Поступления налога на прибыль прогнозируются в размере 15,55 млрд руб. (рост на 5,6%, или 828 млн руб. к уровню нынешнего года). Налог на доходы физлиц в облбюджет прогнозируется в размере 20,25 млрд руб. (рост на 5,7%, или на 1,1 млрд руб.). Налог на имущество организаций запланирован в размере 7,69 млрд руб. (надежды на его рост связаны в основном с планируемым вводом в эксплуатацию шестого блока Нововоронежской АЭС). Надежда Сафонова пояснила, что целевые ограничения по размеру дефицита и долговых обязательств региона позволили сформировать максимальные расходные возможности в сумме 73,7 млрд руб. Руководитель департамента финансов уверена, что «бюджет реален к исполнению».
Из проекта документа следует, что снижение расходов будет обусловлено уменьшением безвозмездных поступлений (в первую очередь целевых трансфертов и субсидий) из федерального бюджета на 1,5 млрд руб. — с 13,22 до 11,64 млрд руб. Поступление средств из Фонда содействия реформированию ЖКХ снизилось незначительно — с 467 до 402 млн руб. Предельный объем госдолга предполагается установить на уровне ниже прошлогоднего — 45,87 млрд руб. против 46,45 млрд руб. Погашать дефицит планируется за счет банковских кредитов на сумму 8,62 млрд руб. (12,19 млрд руб. в 2015-м), но объем кредитов из федерального бюджета должен снизиться более чем втрое — с 575,84 до 148,38 млн руб.
Наиболее существенные изменения в проекте по сравнению с бюджетом-2015 произошли в расходах. Предлагается снизить затраты по статье «Национальная экономика» на 1,7 млрд руб., до 11,76 млрд руб. Наибольшее снижение может произойти по госпрограмме «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами...» — местные бюджеты могут недополучить на капвложения в жилье 1,35 млрд руб. из предусмотренных годом ранее 2,52 млрд руб. Еще на 900 млн руб. меньше должно быть направлено на развитие дорожного хозяйства — всего 4,37 млрд руб. Но на сельское хозяйство предполагается выделить на 800 млн руб. больше, чем годом ранее — 3,97 млрд руб.
На 1,3 млрд руб., с 15,57 до 14,25 млрд руб., могут быть снижены расходы на социальную политику. Урезать планируется финансирование соцобслуживания населения (на 900 млн руб., до 8,2 млрд руб.) и «охрану семьи и детства» (на 370 млн руб., до 2,76 млрд руб.). Бюджетные затраты на образование в 2016-м предполагается снизить на 700 млн руб. — с 18,1 до 17,39 млрд руб. Финансирование дошкольного планируется не менять (3,7 млрд руб.), зато общего — урезать на 600 млн руб., до 10,97 млрд руб. Еще на 100 млн руб. могут снизиться расходы на среднее профессиональное образование. На 250 млн руб. сокращаются расходы по еще одной статье бюджета — культуре — до 850 млн руб. Расходы на здравоохранение предлагается сократить на 300 млн руб. — с 15,42 до 15,14 млрд руб. Затраты на ЖКХ должны снизиться на 80 млн руб., до 1,43 млрд руб., а на национальную безопасность и правоохранительную деятельность — на 100 млн руб., до 1,01 млрд руб. Зато общегосударственные расходы могут вырасти на 200 млн руб., до 5,58 млрд руб.
Более чем вдвое (на 110 млн руб., до 88 млн руб.) предлагается сократить расходы по статье «Обеспечение выборов и референдумов» (в 2016 году в регионе их планируется значительно меньше, чем в 2015-м), а резервные фонды региона нарастить с 317 до 426 млн руб. Почти неизменным должно остаться финансирование физкультуры и спорта (437 млн руб.), СМИ (356 млн руб., планируется урезать только 23 млн руб. областным изданиям и каналам), охраны окружающей среды (96 млн руб.). Траты на обслуживание муниципального госдолга должны вырасти с 2,5 до 3,18 млрд руб. Объем межбюджетных трансфертов предполагается оставить на уровне 2,2 млрд руб.