Парламент посотрудничал со спецслужбами
В УК РФ теперь пропишут и про «вербовку», и про «призывы» к международному терроризму
После крушения российского Airbus над Синаем в результате теракта и атаки террористов на Париж, в РФ будет ужесточено законодательство. Депутаты Госдумы и сенаторы в пятницу объявили о планах не только увеличить ответственность за террористические преступления, но и ввести в УК новые составы — например, за призывы к международному терроризму. Пакет поправок в пятницу же был направлен в Совбез. Не обойдет эту тему и президент в послании Федеральному собранию и на ежегодной пресс-конференции, которая состоится 17 декабря.
Подходить к Колонному залу Дома союзов, где проходило в пятницу экстренное собрание Госдумы и Совета федерации, депутаты начали практически за час до начала мероприятия. Радостно приветствуя друг друга, они интересовались, зачем их собрали. Большинство пребывало в уверенности, что «готовится общественное мнение под проведение наземной операции в Сирии». Того, что такой вопрос может быть поднят, не исключал ранее и источник “Ъ” в руководстве Госдумы (см. “Ъ” от 19 ноября).
Однако интрига буквально за пару минут до начала мероприятия была раскрыта главой думского комитета по безопасности Ириной Яровой. Она заявила журналистам, что «еще в сентябре» завершилась совместная со спецслужбами работа над очередным «большим антитеррористическим пакетом» поправок, в котором речь идет не только об увеличении ответственности за террористические преступления, но и «о формировании новых составов» (отметим, 30 сентября российские ВВС приступили к проведению военно-воздушной антитеррористической операции в Сирии). «Мы полагаем, что нужно ввести уголовную ответственность за призывы к международному терроризму, унифицировать понимание вербовки и пособничества»,— заявила депутат. По ее словам, уже разработанные поправки «обезоружат терроризм во всех проявлениях — это и источники финансирования, это и вербовка, вовлечение в преступную деятельность, это публичные призывы — все, что связано с вовлечением молодого поколения в этот опасный вид организованной преступной деятельности».
Все преступления террористической направленности должны быть отнесены к особо тяжким, резюмировала госпожа Яровая. Пакет поправок уже в пятницу был передан в Совбез РФ.
После этого стало понятно, что ничего более сенсационного от мероприятия ожидать не стоит. Аплодисментов, например, удостоилась спикер СФ Валентина Матвиенко за предложение добиться «международного трибунала — чтоб покарать террористов и их пособников, совершивших чудовищные преступления против человечности».
При этом предложение спикера СФ расширить полномочия спецслужб и правоохранительных органов пока не нашло понимания у Кремля. «Что касается усиления роли спецслужб — на моей памяти после каждого теракта, а, к сожалению, их было много на территории РФ, этот вопрос постоянно возникал. Не обижая и относясь с глубоким уважением к нашим законодателям, я бы предпочел руководствоваться мнением спецслужб, а не законодателей»,— заявил в пятницу глава президентской администрации Сергей Иванов.
Возможно, поэтому выступавший вслед за госпожой Матвиенко спикер Госдумы Сергей Нарышкин предпочел не говорить ни о чем конкретном. Он заявил, что парламент «во всем поддержит президента, призвавшего дать решительный и жесткий ответ бандитам в связи с терактом на борту А321». После чего перешел к теме санкций в отношении российских парламентариев. «На фоне сегодняшних жутких трагедий», по словам господина Нарышкина, они выглядят «не просто нелепо, но дико и глупо».
Не стали отступать от привычных для себя тем и лидеры думских фракций, выступавшие вперемешку с главами комитетов СФ. Например, глава думских единороссов Владимир Васильев напомнил, что после террористических атак в конце 1990-х — начале 2000-х Владимир Путин «сумел сплотить народ» и люди «начали сотрудничать с правоохранительными органами». «Это единение и есть та скрепа нашего общества, это то, на что направлена наша сегодняшняя работа в непростых условиях»,— заявил единоросс. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов, признав, что его партия поддерживает курс президента, направленный на обеспечение национальной безопасности страны, рекомендовал «внимательно изучить опыт великой советской державы», которая сумела раздавить «фашистскую гадину».
Удивил всех только глава «Справедливой России» Сергей Миронов, предложивший «в виде исключения установить для террористов и их пособников» смертную казнь. Между тем пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что сейчас в Кремле исходят из того, что в РФ действует мораторий на смертную казнь. Отвечая на вопрос, изменилась ли позиция президента, называвшего ранее возвращение смертной казни нецелесообразным, он заявил: «Иных точек зрения президентом не озвучивалось». Против предложенной меры выступили также депутаты других фракций и правозащитники, заявившие, что «ни одного джихадиста смертная казнь не остановит».
В конце мероприятия депутаты и сенаторы приняли совместное заявление, в котором отмечается, что обе палаты считают необходимым «ужесточить уголовную ответственность за терроризм и пособничество ему», «усилить меры по обеспечению безопасности» граждан «во время массовых мероприятий, на транспорте и иных общественных местах», совершенствовать миграционное законодательство. Стоит ожидать, что все эти вопросы будут подняты на ежегодной большой пресс-конференции Владимира Путина, которая состоится 17 декабря, и в послании президента Федеральному собранию в начале декабря (см. “Ъ” от 11 ноября).