«Платон» не довез сахара и макарон
Ритейлеры недополучили около 10% товаров
Из-за введения сборов с грузовиков и перебоев в системе взимания платы «Платон» до магазинов и распредцентров ритейлеров не доехало до 10% товаров, подсчитали в розничных сетях. Больше всего проблем возникло с поставками сахара, макарон, снеков и косметики. В свою очередь производители признаются в недопоставках до 30% своей продукции и просят ритейлеров не штрафовать их за срыв контрактов. Однако сети не готовы объявить безоговорочную амнистию поставщикам.
Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) подсчитала объем недопоставки продуктов в магазины и распределительные центры ритейлеров, вызванные сбоями в работе системы взимания платы с большегрузного автотранспорта «Платон». В среднем по стране за 16-19 ноября до розницы не доехало от 1% до 9% продовольствия, рассказал “Ъ” председатель президиума АКОРТ Илья Ломакин-Румянцев.
Наибольшие трудности возникли с подвозом сахара, макаронных изделий, снеков и косметики — в этих категориях опаздывают или не отгружаются 3-9% запланированных поставок, подсчитали федеральные ритейлеры. Недопоставки хлеба, чая, рыбных изделий, детского питания, муки, алкогольных и безалкогольных напитков составляют 1-3%, продолжают в АКОРТ. Наименьшие сложности с доставкой кондитерских изделий, бытовой химии, плодоовощной продукции, мяса и молока – здесь недопоставки не превышают 1%. В целом, порядка 45% всех проблемных отгрузок приходится на Москву и Московскую область, отмечает господин Ломакин-Румянцев. В СНС пока не подсчитали долю товаров, не доехавших до магазинов и распредцентров, но случаи, когда из пяти запланированных машин из Москвы в Архангельскую область доехало только три, фиксировали.
В «Союзмолоке» по результатам первых дней работы «Платона» отмечают, что от 12 до 20% продукции, поставляемой рядом поставщиков на рынок, ежедневно не доставляется на распредцентры, собственные склады и в места продаж. Ранее директор по логистике Coca-Cola Hellenic в России Андрей Павлович говорил “Ъ”, что сейчас компания не может доставить до 30% своей продукции. По словам зампреда правления «Руспродсоюза» Дмитрия Леонова, у ряда членов ассоциации в распределительные центры торговых сетей не поступает до 10% необходимого объема заказов.
На этой неделе «Руспродсоюз» уже направил в АКОРТ и СНС письма, в которых попросил участников обоих объединений не штрафовать контрагентов за недопоставку товаров, связанную с проблемами у автоперевозчиков. В обращении говорится, что по не зависящим от членов ассоциации причинам они не могут в полной мере выполнить обязательства перед сетями по поставке продовольствия в Москву и Московскую область, а также из этих регионов. «Некоторые логистические компании и перевозчики, опасаясь выставления штрафов за неуплату дорожного сбора, отказываются от перевозок грузов по территории региона»,— написал «Руспродсоюз».
В свою очередь в АКОРТ “Ъ” пояснили, что причин для недопоставки очень много, поэтому каждый конкретный факт недопоставки сеть и поставщик должны разбирать самостоятельно и принимать по нему решение. Аналогичная позиция и с СНС. Согласно Кодексу добросовестных практик, который регулирует отношения ритейлеров и поставщиков на добровольной основе, штраф за недопоставку товара не должен превышать 15% объема непривезенного товара.
С 15 ноября в России начали взимать плату за проезд большегрузных машин весом более 12 тонн по федеральным трассам. Расчет платы производится в специальной системе «Платон». Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил тарифы для грузовиков: до 1 марта 2016 года — 1,53 руб. за 1 км пути, до 31 декабря 2018 года — 3,06 руб., после 2018 года — 3,73 руб. за 1 км. Для оплаты маршрута нужно согласовать его и оплатить заранее либо установить в машину следящий прибор, привязанный к счету. Тем, кто не оплатит проезд или не установил счетчик, грозит штраф — 5 тыс. руб. для водителей, 450 тыс. руб. для юрлиц и до 1 млн руб. при повторном нарушении. Министерство транспорта устно пообещало, что штрафные санкции с 15 ноября будут применяться только в Московской области, в остальных регионах — с мая 2016 года.
Первые дни работы системы показали ее неготовность. Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов в четверг отправил президенту Владимиру Путину письмо, в котором доложил, что обеспеченность специальными бортовыми устройствами на сегодняшний день составляет не более 11-12%, интернет-портал, который является альтернативным способом оплаты проезда при отсутствии счетчика, функционирует со значительными перебоями - в половине случаев он недоступен (в том числе для осуществления оплаты), средства списываются произвольно, некорректно отображается пробег (до 2,7 тыс. км в сутки для одного транспортного средства). Участники рынка также рассказывали “Ъ”, что «Платон» взимает плату даже за проезд по дорогам других государств, например, Белоруссии, причем по двойному тарифу. В пятницу в Минтрансе заявили, что водители транспортных средств, принадлежащих российским перевозчикам, будут освобождены от штрафов за нарушения внесения платы за проезд транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 т.