ЦБ разбирает пенсионные группы
НПФ "Эрэл" и "Благоденствие" покинули рынок
Бенефициары двух негосударственных пенсионных фондов (НПФ) "Эрэл" и "Благоденствие", у которых в пятницу ЦБ отозвал лицензии, пытаются спасти оставшийся бизнес. Понимая, что регулятор не пустит их в систему гарантирования, они пытаются продать еще три НПФ, которые входят в ту же неформальную группу. По информации "Ъ", наиболее вероятным покупателем является инвестиционная группа "Русские фонды".
В пятницу ЦБ аннулировал лицензии НПФ "Эрэл" и "Благоденствие". Общий объем пенсионных накоплений в них, по данным ЦБ на 1 июня,— 3,7 млрд руб. ЦБ указал на неоднократные нарушения требований по распространению, раскрытию и предоставлению информации, а также решения, нарушающие права застрахованных лиц. Что стоит за этой формулировкой, ЦБ не пояснил. В пятницу пресс-служба ЦБ на запрос не ответила.
Информация о собственниках данных НПФ в публичном доступе не раскрывается. Как рассказал источник "Ъ", близкий к фондам, главная претензия регулятора предъявлялась к конечным бенефициарам фонда. Ранее газета "Ведомости" сообщала, что одним из них является бывший президент подконтрольного "Роснефти" Всероссийского банка развития регионов (ВБРР) Дмитрий Титов (арестован летом этого года по подозрению в злоупотреблениях). Еще одним бенефициаром с функционалом операционной деятельности является тоже бывший сотрудник ВБРР Глеб Грунин. Он также возглавляет УК "Инвестиционный стандарт", управлявшую активами "Эрэл" и "Благоденствие".
Под управлением УК "Инвестиционный стандарт" по состоянию на 1 июля находились активы еще девяти НПФ, три из которых также относят к группе Титова--Грунина: "Участие", "Мосэнерго" и "Капитан". "ЦБ при надзоре за НПФ обращает внимание на три вещи — адекватная оценка активов, разумная доходность и личность бенефициаров",— говорит участник пенсионного рынка. Кроме того, отмечает он, претензии были и к активам. В частности, в портфеле фондов под управлением "Инвестиционного стандарта" имелись ипотечные сертификаты участия (ИСУ) Ашинского металлургического завода. По информации собеседника "Ъ", регулятор усомнился в справедливости оценки этих активов и предложил их заменить. Это подтверждает и источник, близкий к фондам. "Была попытка это сделать, но не получилось, поскольку инвестиции были в длинные проекты. Ни вытащить средства, ни продать ИСУ не удалось,— пояснил он.— ЦБ не стал ждать и аннулировал лицензии, поскольку после дела Анатолия Мотылева пытается не затягивать с этим вопросом". "Участию" ЦБ также отказал во вступлении в систему, поскольку имел вопросы примерно к четверти активов, говорит собеседник "Ъ".
По словам источника "Ъ", близкого к УК "Инвестиционный стандарт", собственники трех оставшихся НПФ понимают, что у них сейчас только один выход — продать фонды. Правда, не целиком. "Капитан" и "Мосэнерго" прошли реорганизацию, в ходе которой работа с накоплениями (обязательное пенсионное страхование) была выделена в отдельные фонды. "Их сейчас пытаются продать, поскольку с текущим акционером они в систему гарантирования могут не попасть",— говорит собеседник "Ъ", близкий к УК, добавляя, что фонды с пенсионными резервами господин Грунин хочет оставить за собой. По его информации, основная надежда сейчас на сделку с инвестгруппой "Русские фонды". Председатель совета директоров "Русских фондов" Сергей Васильев заявил "Ъ", что не комментирует переговоры.
По мнению собеседников "Ъ", такая сделка была бы логичной. По словам одного из них, под управлением "РФЦ-Капитал" (входит в группу "Русские фонды") уже находятся (согласно сайту компании) пенсионные резервы НПФ "Участие". Впрочем, по словам другого собеседника "Ъ", этот НПФ совсем недавно фактически был продан за символическую сумму Владимиру Нелидову, который вошел в объединенный состав собственников "Участия". Заключению сделок мешают разногласия по цене, уверены участники рынка. "Насколько мне известно, продающую сторону не устраивает цена. Из-за предстоящей в 2016 году заморозки пенсионных накоплений за фонды, вошедшие в систему гарантирования, предлагают не более 20% от их накоплений. За те, которые не прошли в систему, и вовсе предлагают не более 10%",— говорит источник, близкий к фондам Грунина. Господин Грунин отказался от комментариев.