О выходе экономики России из рецессии говорить рано
Мониторинг / кризис
Октябрьская макроэкономическая статистика заставила аналитиков пересмотреть свои взгляды на ситуацию в РФ. Напомним, с оценкой Росстата о возобновившемся в октябре (с учетом сезонности) снижении промпроизводства не согласились в Минэкономики (см. "Ъ" от 18 ноября). Тогда ведомство поддержал замдиректора ЦМАКП Владимир Сальников — но после обработки данных Росстата в центре обнаружили: в октябре выпуск с учетом сезонности действительно сократился на 0,2%, хотя его слабый рост в 0,2% наблюдался весь третий квартал. Причины — приостановка роста добычи нефти из-за некоторого сокращения объемов ее переработки на НПЗ, пауза в продолжительном росте производства непродовольственных потребительских товаров и остановка восстановительного роста выпуска легковых автомобилей. Прекратилось восстановление и в большинстве производств, ориентированных на инвестиционный спрос, замечают в ЦМАКП. Первые оценки ноябрьского индекса промышленного оптимизма ИЭП имени Егора Гайдара свидетельствуют: темп роста производства "в ноябре значительно ухудшился по сравнению с октябрьским". Завышенные ожидания роста спроса не оправдались (оценки запасов готовой продукции ухудшились до семнадцатимесячного избытка) — но компании вновь улучшили прогнозы спроса и выпуска в ноябре.
Проанализировав весь набор статистики за октябрь, аналитики Barclays Research заключают: "Правительство России переложило бремя низких цен на нефть и экономических санкций на плечи домохозяйств. Хотя ВВП стабилизировался в третьем квартале, поднявшись с учетом сезонных колебаний на 0,1%, это не будет означать конец рецессии. Снижение цен на нефть и слабость рубля будут способствовать снижению реального ВВП в четвертом квартале примерно на 0,8%". При этом глава Минэкономики Алексей Улюкаев убежден, что "четвертый квартал статистически будет лучше, чем третий" (см. "Ъ" от 20 ноября).
Внутренний частный спрос продолжает ускоренно падать (см. график), а вероятность ускорения инфляции в ноябре-декабре 2015 года растет. "До конца 2015 года, по нашим оценкам, в том числе за счет отложенного эффекта переноса (влияния девальвации рубля на инфляцию.— "Ъ"), ожидается рост потребительских цен до 13,2% в годовом выражении",— сказано в оперативном мониторинге ИЭП, РАНХиГС и ВАВТ за ноябрь.