Избирательное право на пособие
В Общественной палате считают, что от уточнения списка адресатов социальной помощи выиграют регионы, а не граждане
Роста социальной напряженности и ухудшения материального положения граждан ожидает Общественная палата (ОП) РФ в случае принятия законопроекта об адресной социальной поддержке. Документ наделяет субъекты РФ правом самостоятельно определять получателей соцпомощи. Члены ОП РФ признают, что проект поможет регионам лучше распоряжаться бюджетом, но снизит уровень социальной защиты граждан.
Общественная палата РФ подвергла резкой критике законопроект (полное название — "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципов адресности и нуждаемости"), наделяющий регионы правом определять адресатов соцподдержки (принят в первом чтении 13 ноября). Отрицательное заключение ОП РФ направлено в Госдуму перед вторым чтением, намеченным на декабрь. Проект предполагает, что регионы, решая кому и какие пособия выплачивать, будут исходить из "обязанности соблюдения принципов адресности и нуждаемости". В частности, субъекты РФ определят, нуждаются ли медработники, фармработники и педагоги в сельской местности в дополнительных соцгарантиях (например, оплата жилья или коммунальных платежей), а родители — в компенсации за посещение их ребенком детского сада. Изменятся принципы выплат региональных пособий по уходу за ребенком — регионы сами будут устанавливать их размер и периодичность, сейчас такие выплаты должны начисляться ежемесячно. Кроме того, меняются условия получения соцподдержки на территориях, пострадавших после аварии на Чернобыльской АЭС. Сейчас их жители вправе претендовать на двойные пособия по уходу за ребенком: работающие матери получают федеральную выплату — 40% от оклада, и еще 40% выплачивает регион. Обе части платятся, пока ребенку не исполнится три года (то есть вдвое дольше, чем в остальной части страны). Если документ примут, федеральные 40% будут доступны только до полутора лет, а региональная доплата станет фиксированной (3 тыс. руб. до полутора лет ребенка, далее (до трех лет) — 6 тыс. руб.).
Документ разработан Министерством труда и соцзащиты РФ. Согласно концепции ведомства, адресность мер поддержки позволит расходовать средства только на действительно нуждающихся граждан, благодаря чему объем выплат перераспределится и они вырастут (см. "Ъ" от 23 июля). Адресная помощь, как отмечал министр труда РФ Максим Топилин, позволит регионам "в непростой ситуации с финансовыми ресурсами" лучше ими распоряжаться. Действительно, регионы, которые рассматривают проекты бюджета на будущий год, планируют сберечь существенные средства, сократив число льготников. Например, только в Нижегородской области за счет перехода на адресную соцпомощь планируется сэкономить около 800 млн руб.
"Истинная цель законопроекта — сократить расходы дефицитных бюджетов регионов, а никак не восстановить социальную справедливость,— говорится в заключении ОП РФ.— Принятие законопроекта значительно снижает уровень социальной защищенности трудящихся и членов их семей, ведет к сужению круга лиц, получающих пособия". Глава комиссии ОП РФ по соцполитике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир Слепак назвал законопроект "непроработанным" и отметил, что в нем отсутствуют критерии "нуждаемости и адресности", а разное толкование этих понятий регионами приведет к нарушению "конституционного принципа равноправия граждан в системе государственного соцобеспечения".
Предполагается, что те, кому пособия уже начислены, продолжат получать их в прежнем объеме, а те, кто будет претендовать на соцподдержку после 1 января 2016 года, получат ее на новых условиях. На сайте Change.org появилась петиция жительницы города Щекино Тульской области Веры Надеждиной (населенный пункт относится к зоне, пострадавшей при аварии на Чернобыльской АЭС). "С 1 января 2016 года женщины, родившие детей после этой даты, окажутся в неравном положении по отношению к женщинам, родившим детей в 2015 году",— говорится в петиции. При окладе 18 тыс. руб., который она получает в бюджетном учреждении, госпожа Надеждина могла бы получать дополнительно 14,4 тыс. руб. в месяц до достижения ее ребенком трех лет. Если закон будет принят, она может рассчитывать на помощь в размере 10,2 тыс. руб. в месяц до достижения ребенком полутора лет (40% от оклада плюс 3 тыс. руб. фиксированной выплаты), а затем до достижения трех лет — на 6 тыс. руб. в месяц. "Такая реформа поставит меня за грань бедности",— пишет Вера Надеждина.
Член комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Михаил Тарасенко, комментируя "Ъ" ситуацию с пособиями в чернобыльской зоне, объяснил, что сейчас с их начислением ситуация неоднозначная — пособия получают десятки тысяч людей, которые зарегистрированы, но не проживают на пострадавших территориях. По новому закону необходимо будет доказать факт своего проживания в таких зонах в течение положенного срока (от одного до четырех лет в зависимости от статуса территории).
Депутат полагает, что законопроект систематизирует ситуацию в субъектах РФ с выплатой пособий, чтобы не было "сильного разброса в их расчетах между регионами". "Но наш комитет не согласился с предложением уйти от обязательности ежемесячной выплаты регионами пособий по уходу за детьми, это противоречит конвенции Международной организации труда",— заявил "Ъ" господин Тарасенко. Часть депутатов, по его словам, считает, что выплаты должны быть как минимум ежеквартальными. В комитете также настаивают на том, чтобы высвобождаемые средства гарантированно направлялись на решение других социальных проблем.