Доноры с небес

Особый интерес для России в рамках реализации положений закона о донорстве представляет опыт индийского штата Тамилнад, ставшего за короткий срок одним из мировых центров детской трансплантации.

Фото: Юрий Дьяконов, Коммерсантъ

Как пояснил мне трансплантолог Балакришнан, который в госпитале "Фортис" благополучно пересадил в нынешнем году сердце 12-летней Вике Ивановой из Иркутска, индийский город Ченнай (бывший Мадрас.— "Ъ") неслучайно за короткий срок стал Меккой мировой трансплантологии: после принятия правительством штата Тамилнад программы развития трансплантологии были созданы система оповещения о появлении донорского органа и централизованный лист ожидания, доступный всем для просмотра.

Поначалу количество трансплантаций было невелико по сравнению с количеством в них нуждавшихся. Прорыв произошел в 2010 году. У одного индийского врача погиб несовершеннолетний сын (ему диагностировали смерть мозга), и родители разрешили использовать его органы для пересадки. История вызвала огромный резонанс на центральных телеканалах и страницах ведущих газет, количество доноров резко увеличилось. "Сейчас в Индии делают в год около 100 трансплантаций сердца, из них около 10% — иностранцам. Большая часть операций проходит в Ченнае. В ближайшие пять лет планируется увеличить количество операций до 700",— сообщил доктор.

Главная проблема — поиск доноров. "В Индии пересадку органов поддерживают все религии. У нас после смерти человека кремируют. Пепел — ничто, так зачем же забирать с собой органы, которые могут кому-то послужить?" — говорит профессор. Для общения с родителями безнадежного ребенка, спасти которого медицина пока бессильна, работает служба психологов. В восьми из десяти случаев родственники отдают органы ребенка другим детям. "Сейчас в нашем штате на 1 млн человек приходится 15 доноров. Это столько же, сколько в Германии, а лидером по количеству доноров сейчас является Испания: там 29 доноров на 1 млн человек. Как только появляется донор, действует следующая схема: сначала орган предлагается нуждающемуся из города, где жил погибший, потом, если ему не подошел,— пациенту штата, потом ищут больного по всей Индии. И только после этого орган предлагается иностранцу. У нас, в отличие от других стран, разрешена трансплантация трупных органов иностранцам",— рассказывает доктор Балакришнан.

Количество органов, доступных для пересадки, в штате Тамилнад постоянно растет. "Чаще всего донорами становятся пострадавшие в ДТП. Аварии в основном происходят в маленьких городках, где нет аэропорта или он есть, но там нельзя приземляться ночью. Окно для трансплантации сердца — от момента забора органа до пересадки больному — очень короткое: не больше четырех часов. Нужно доставить орган не позже этого срока, иначе все бесполезно. Поэтому сейчас мы сосредоточили усилия на нескольких направлениях",— говорит хирург.

Cовершенствуется система доставки органов в государственные и частные клиники с помощью санавиации и вертолетов, а также тестируется новая система дронов-беспилотников. Дроны будут доставлять образцы крови и тканей с места ДТП до госпиталей и развивать мгновенное типирование, которое помогает хирургам понять, насколько хорошо донор и пациент подойдут друг другу — например, уровень риска отторжения сердца можно определить по анализу крови.

После успешных испытаний беспилотники будут перевозить по воздуху органы человека. "У нас большая, но не самая богатая страна. А транспортировка органов — серьезная часть в стоимости самой трансплантации",— рассказывает профессор. "Когда мы впервые организовали такой зеленый коридор в Ченнае, то немного боялись. Думали, людей будет злить перекрытие трассы для проезда спецмашин. Но мы недооценивали наших людей: первые такие скорые люди встречали цветами, кидали их на дорогу",— сообщил доктор.

Сергей Артемов

Вся лента