«Малый и средний бизнес — серьезная часть экономики РФ»
Заместитель руководителя Росстата Александр Кевеш в интервью «Ъ FM»
Зачем Росстат проводит всероссийское исследование малого и среднего бизнеса? Какие предприятия будут в нем участвовать? Почему такую работу можно провести только один раз в пять лет? На эти и другие вопросы ведущему «Коммерсантъ FM» Константину Эггерту ответил заместитель руководителя Росстата, статс-секретарь Александр Кевеш в рамках программы «Большой разговор».
— Говорить будем о сплошном, не простом, а сплошном статистическом обследовании малого и среднего бизнеса России, которое проводится на самом деле, как я выяснил, почитав разного рода предварительные материалы, не так часто в России. Скажите, пожалуйста, правильно ли я понимаю, Александр Львович, что это такой своего рода эквивалент переписи населения для малого и среднего бизнеса?
— Да, в общем-то, вы совершенно точно оценили, это эквивалент, хотя, конечно, имеется разница. Перепись населения — это обследование граждан, сплошное обследование малого и среднего бизнеса — это обследование хозяйствующих субъектов, как юридических лиц, так и физических лиц, но и индивидуальных предпринимателей. По способу проведения там есть некоторые общие вещи, а по характеру мы задаем вопросы не гражданам, мы вопросы задаем хозяйствующим субъектам.
— Ведь хозяйствующие субъекты не одушевлены, отвечает их руководство, правильно я понимаю?
— Да, отвечает руководство, но отвечают те граждане, которые посвятили себя предпринимательству.
— Скажите мне, а зачем вообще это нужно, именно малый и средний бизнес, с «Газпромом» вы разговаривать не хотите, а хотите разговаривать с малым и средним?
— Малый и средний бизнес — это довольно серьезная часть экономики Российской Федерации, и для того, чтобы в целом охарактеризовать экономическую, социальную сферу страны, должны обследоваться как крупные предприятия, так и малые и средние предприятия. Разница лишь в том, что государство, понимая возможности малого и среднего бизнеса, старается создать для него благоприятные условия, в том числе снизить на него отчетную нагрузку.
Малый и средний бизнес должен больше работать, меньше отчитываться, поэтому законодательно закреплено, что текущее наблюдение, сбор текущей информации осуществляется в выборочном режиме. А для того, чтобы выборка была представительная, репрезентативная, законодатель посчитал целесообразным, необходимым проводить один раз в пять лет такое сплошное наблюдение. Таким образом мы оптимизируем отчетную нагрузку на этот сектор бизнеса, а с другой стороны, это позволяет получить достаточно представительную информацию, говоря статистическим языком, сформировать репрезентативную генеральную совокупность этих объектов для того, чтобы потом грамотно проводить и выборочные наблюдения, которые были бы представительны и характеризовали на основе научных математических, статистических методов этот сектор экономики в текущем режиме.
— Поскольку это выборка, как и с обычным социологическим опросом граждан, то каковы критерии отбора предприятий для этого сплошного наблюдения?
— Как раз хочу немножко вас поправить, сплошное наблюдение — это сплошное, поэтому там критерий не выборочного отбора, а критерий тотального отбора.
— То есть любой малый и средний бизнес ответит на вопросы?
— Да, любой, и под него подпадают все те хозяйствующие субъекты, которые в соответствии с законодательством могут быть отнесены к малому и среднему бизнесу, в том числе быть индивидуальными предпринимателями. Это, соответственно, численность персонала, размер их выручки, структура уставного капитала — вот три основные характеристики, если субъекты соответствуют им, они законодательно подпадают под эту категорию, они должны пройти это обследование, ответить на наши вопросы, и в результате мы получим полную статистическую картину состояния этого сектора экономики страны как в целом по Российской Федерации, так в разрезе субъектов Российской Федерации и даже в разрезе муниципалитетов.
Хотелось бы обратить внимание на последнее, на муниципалитеты. Информацию по ним выборочным способом получить практически невозможно, потому что это довольно маленькие единицы, и для того, чтобы получить представительную информацию, выборка стремится к 100%, то есть это можно сделать только один раз в пять лет на основании сплошного обследования. В том числе и характеристика состояния малого бизнеса по муниципалитетам, наличие субъектов малого предпринимательства в расчете на 1 тыс. граждан является одним из оценочных показателей, которые утверждены указом президента как параметры для оценки эффективности деятельности муниципалитетов. И вот, один раз в пять лет в рамках этого…
— Их надо оценить, да.
— Да, в рамках этого только сплошного обследования мы беремся получить представительные результаты.
— Александр Львович, скажите, а что из себя представляет опросный лист для такого рода исследования?
— Опросные листы, они двух видов: один предназначен для малых предприятий, юридических лиц, а второй предназначен для индивидуальных предпринимателей, физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
— ПБОЮЛ знаменитый.
— Да. Для предприятий, юридических лиц вопросник пошире, для индивидуальных предпринимателей он максимально короткий. Значит, что мы получаем в этом вопроснике, первое — это характеристику фактического месторасположения, характеристику фактического вида деятельности, которой занимается бизнес, потому что при регистрации он указывает гипотетически, чем он предполагает заниматься, а реально в принципе может заниматься другим. Основным видом деятельности может только оцениваться тот, который действительно занимает превалирующее положение, а это результат хозяйственной деятельности, поэтому на момент юридической регистрации все это неизвестно и в определенной мере условно. Дальше, конечно, это объем выполненных работ, оказанных услуг, это количество работников, которые заняты в производстве, это оплата труда, это наличие основных средств, это инвестиции. И отдельный блок вопросов, как они, малый бизнес, оценивают государственную поддержку, оценка его государственной поддержки, и какой государственной поддержкой, в какой форме они воспользовались.
— Или не воспользовались, возможно.
— Или не воспользовались, да, естественно, в том числе, знают или не знают, что существует такая поддержка. Это вопросы, которые были включены по просьбе Министерства экономического развития. Наверное, ответы на них будут весьма интересными, потому что это не административная отчетность, это информация, которая позволит оценить, как малый бизнес сам оценивает объемы этой помощи, формы этой помощи. Вот такие вопросы. Они достаточно простые, и надо сказать, что, по сравнению с первым обследованием, которое мы проводили 5 лет назад, мы бланки сократили, целый ряд вопросов убрали, которые были сложны для бизнеса, на которые, в общем-то, в конечном итоге не удалось получить адекватных, истинных ответов. Умерили свои аппетиты, в том числе исходя, в первую очередь, из того, чтобы получить объективную информацию, не перегружать бизнесменов и, естественно, уложиться в достаточно экономную и ограниченную смету проведения этого обследования.
— В одном из недавних интервью вы сказали следующее: «Мы не фискалы, не силовики и не промышленные шпионы», и тем не менее, недоверие к государству у бизнеса было, есть и, видимо, еще долго будет, тем более у малого и среднего. Что вы делаете, чтобы его преодолеть?
— Мы делаем это не только в рамках работы с малым, средним бизнесом, вообще работы с бизнесом, с гражданами, это то, что в соответствии с законодательством мы гарантируем полную конфиденциальность ответов на наши вопросы, которые дают конкретные предприятия, юридические лица, физические лица, в соответствии с законом о статистике, информация, которую нам предоставляют респонденты, в том числе малый бизнес, средний бизнес, индивидуальные предприниматели, является конфиденциальной и не подлежит передаче третьим лицам.
— Или другим государственным органам?
— И государственным органам, любым должностным лицам государства, и не может быть использована для целей, не связанных со статистикой. Вот это основополагающий принцип официального статистического учета, который закреплен в основополагающих принципах статистики, одобренных Генеральной ассамблеей ООН, он вошел составной частью в российское статистическое законодательство. Таким образом, мы со своей стороны гарантируем, что полученная информация не будет передана третьим лицам, ни фискальным, ни контрольным органам, и не может быть использована в каких-либо целях, направленных на контроль, изучение и получение информации о конкретном хозяйствующем субъекте.
— Вы рассчитываете на искренность все-таки?
— Мы стараемся рассчитывать на искренность, хотя мы прекрасно понимаем, что далеко не всегда это удается. Но со своей стороны мы, в общем-то, принимаем все меры. Сегодня, говоря об этом, еще раз хочу подчеркнуть, что эта информация никогда не должна быть использована против бизнеса. Эта информация служит основанием, отдельными кирпичиками для получения общей характеристики малого, среднего бизнеса и вообще экономики страны. И еще один момент, то, что касается индивидуальных предпринимателей. Там есть дополнительная гарантия, связанная с конфиденциальностью, которая проистекает из законодательства о персональных данных, все полученные данные подлежат обезличиванию в процессе обработки, то есть, получив их и введя уже в базу данных, эта информация оказывается анонимной.
— Обезличенной.
— Да, а сами бланки физически рассчитаны на то, что отрывается адресная часть, где указаны данные по конкретному физическому лицу. Таким образом, что-либо идентифицировать невозможно.
— Александр Львович, участие в этом общенациональном опросе обязательно, как вы сказали. Не задает ли это сразу некий неблагоприятный психологический фон для такого сплошного наблюдения?
— Я полагаю, что нет. Вообще, по российскому законодательству, хозяйствующие субъекты обязаны предоставлять статистическую отчетность. Наверное, это и справедливо, потому что бремя хозяйствования вызывает бремя определенной ответственности перед государством, поэтому не является исключением малый и средний бизнес. Да, это обязанность — если ты взялся вести экономическую деятельность, ты должен платить налоги, ты должен ответить, в данном случае, на наш взгляд, на минимальное количество вопросов о твоей деятельности со стороны государства для статистических целей. Поэтому однозначно это обязанность. Но если есть обязанность, должна быть и ответственность за ее неисполнение.
— То есть штрафные санкции?
— Да. Но мне бы хотелось подчеркнуть, что в рамках деятельности Росстата применение штрафных санкций не является приоритетным. Это мера принуждения, она должна быть, а вот применять ее или не применять — мы настроены на то, чтобы минимизировать применение этих санкций.
— А как они, кстати, выглядят, эти штрафные санкции?
— Сегодня это достаточно маленькая величина до 3 тыс. руб., протоколы о нарушениях составляют работники по закону органов государственной статистики, рассматривает дело руководство наших территориальных органов. К тому же это дополнительная, будем говорить, производственная нагрузка на наш персонал. А мы склонны, это и понятно, в большей мере заниматься основной деятельностью и в меньшей мере при необходимости идти на применение мер принуждения.
— С другой стороны, если таскаться по судам, даже по административному делу, все равно это тоже и у бизнеса съедает, как я понимаю, определенное время, из-за 3 тыс. руб., условно говоря?
— Да, но я хотел бы подчеркнуть, что и у нас это съедает время, и мы по своему положению и функциям не являемся контрольно-надзорным органом, мы вынуждены применять эти санкции в тех случаях, когда это или подрывает авторитет государства, или когда предприятие злостно уклоняется и тем самым создает ненужный прецедент.
— Да, но тогда можно позвонить в какой-нибудь соседний орган и им заинтересуются серьезно.
— Нет, я думаю, что нет. И потом, не будем, как говорится, перегружать наших коллег, у каждого свои задачи.
— Короче, участие в опросе обязательно, есть и штрафные санкции, но на самом деле, тем не менее, в этом, как я понимаю, один из ваших главных посылов Росстатата, говоря серьезно, это то, что опрос этот выгоден не только государству, которое все узнает про бизнес, но и самим бизнесменам, предпринимателям. Вот скажите мне, как их убеждать в том, что опрос выгоден и им?
— Я думаю, каждый грамотный, будем говорить, бизнесмен, дальновидный бизнесмен должен строить свой бизнес, ориентируясь на существующий рынок, на ту экономическую ситуацию, в которой он работает. Значит, это обследование как раз дает возможность, я вот вам говорил, по муниципалитетам, ведь информацию, в каком экономическом окружении он сегодня существует, где есть ниша для его развития или перепрофилирования. Я думаю, серьезный бизнес — как крупный, как малый, так и средний — во всех странах интересуется статистикой и очень оперативно должен откликаться на изменение конъюнктуры, которое характеризуется статистическими данными. По опыту наших западных коллег, мы прекрасно это знаем, насколько бизнес является зачастую более заинтересованным пользователем, чем даже государство.
— А если говорить об этих данных, которые будут получены, они ведь дают, как я понимаю, может, я ошибаюсь, общую картину, или же человек увидит что-то по отраслям, потому что обувщику, наверное, неинтересно, что происходит в сфере кинотеатров Multiplex?
— Нет, как раз, может быть, я это упустил, как раз сплошное обследование позволит получить информацию, дифференцированную по различным видам экономической деятельности и отраслям, потому что опять-таки здесь мы максимально постараемся получить дробные группировки, отражающие весь спектр предпринимательской деятельности. При выборочном обследовании этого сделать нельзя, потому что объем выборки не позволяет получить представительную информацию по столь дробному массиву информации — вот в чем преимущество, вернее, необходимость проведения такого обследования.
— Заодно это, как я понимаю, дает возможность увидеть и динамику развития на каком-то временном промежутке?
— Это да, увидеть динамику, уточнить те результаты, которые мы получали на выборочной основе, то есть это и с точки зрения полученных результатов, и с точки зрения совершенствования статистических методов, позволяющих получать качественную информацию.
— Предыдущий, Александр Львович, такой проект был осуществлен в 2010 году. Вы могли бы вкратце рассказать о том, что тогда он показал, ведь это был, наверное, первый год после экономического кризиса, и интересно, что тогда показывала статистика?
— Во-первых, мы узнали, сколько реально существует предприятий, отнесенных к малому и среднему бизнесу, сколько реально функционирует индивидуальных предпринимателей, потому что я могу назвать такие цифры: мы разослали анкеты 2,6 млн юридических лиц и 3,7 млн индивидуальных предпринимателей. В результате сплошного обследования мы получили ответы от 1,6 млн малых предприятий юридических лиц и от 2,9 млн индивидуальных предпринимателей.
— Таким образом, не все ответили?
— Не все, это же свидетельствовало о том, что порядка 850 тыс. юридических лиц и 650 тыс. физических лиц предпринимателей, которые зарегистрированы и создали свой бизнес, фактически его не вели. Обнаружить их по местам регистрации нам не удалось, и другими способами они о себе тоже не заявили. Это достаточно высокая вероятность того, что они в свое время, создав дело или просто зарегистрировавшись, к моменту проведения опроса его деятельность не осуществляли.
— Хорошо, обнаружили это, что еще, вкратце?
— Второй момент из тех, которые мы обнаружили, — треть сообщили о том, что экономической деятельностью они не занимались, то есть представили нулевые отчеты. Вот это мы получили, в общем-то, фактическую оценку того, что происходит.
— Треть от тех, кто все-таки ответил?
— Да, от тех, кто ответил, сдали нулевые отчеты, может быть, кто-то уклонился, может быть, кто-то слукавил, но, по-видимому, эта цифра близка к …
— К истине.
— Она близка к истине. И вы спрашивали о видах деятельности и так далее — мы получили фактический срез, в каких направлениях у нас осуществляет деятельность малый бизнес, но малые предприятия, юридические лица, 38% — это в сфере торговли и оказания услуг. В рамках операций с недвижимостью, риэлторская деятельность на втором месте — 21%, 10% в сфере строительства, и 10% от общего числа занимались промышленным производством.
— 10% от всего — промышленным производством?
— Да, 10% — строительство, 10% — промышленное производство. Если говорить об индивидуальных предпринимателях, то здесь в сфере торговли, в сфере ремонта где-то падало до 50%, 11% занимались транспортной деятельностью, и 7% индивидуальных предпринимателей работали в сельском хозяйстве.
— Да, прямо скажем, не цветет что-то фермерство.
— Мы получили такую картинку, мы видим, все-таки у нас малый бизнес концентрировался, как в форме юридического лица, так и в форме индивидуального предпринимателя, в сфере торговли и услуг, в меньшей степени — в сфере производства.
— Как вы предполагаете, какая динамика будет после этого нового опроса, может быть, вы уже предполагаете за счет других своих статистических исследований, текущие наблюдения уже ведете?
— Мы текущее наблюдение ведем. Я думаю, что мы тут революционных изменений не увидим: структура достаточно сложилась, и мы прекрасно понимаем, что и в сегодняшних условиях производством, видимо, больше заниматься не будут. Производство требует инвестиций, производство требует долгосрочных кредитов, а сами понимаете, при сегодняшней ситуации вряд ли она более благоприятная, чем была в 2010 году. Поэтому мы, конечно, ожидаем, что структура бизнеса по направлениям его деятельности останется приблизительно такой же.
— Александр Львович, вы не предполагаете каких-то больших изменений в структуре малого и среднего бизнеса в России, по сравнению с 2010 годом, ну а вот то, что касается господдержки, поскольку, как вы сами сказали, будет вопрос, пользовался или не пользовался тот или иной предприниматель, та или иная фирма господдержкой. Означает ли это, что люди, которые ответят «я не пользовался», эту господдержку получат?
— Во-первых, конкретный предприниматель, независимо от того, ответил он нам или не ответил, будет ее получать от тех возможностей, которые есть у государства. Ответ на наш вопрос — это не пропуск для получения господдержки конкретным хозяйствующим субъектом.
— Отметим, а то я уже хотел бежать регистрировать ПБОЮЛ.
— Да, а то, получается: «я ответил, а теперь, пожалуйста, мне сделайте преференцию» — нет, конечно. Но мы так понимаем, что это дает возможность тем органам государства, в том числе Министерству экономического развития, которое отвечает за государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере предпринимательства, малого предпринимательства, сделать определенные выводы, имея объективную цифровую картину того, как распределяется эта помощь, в каком виде она оказывается, соответственно, и корректировать государственную политику, нормативно-правовое регулирование, принимать другие меры, направленные на совершенствование того процесса, который связан с распределением, направлением тех средств, которые государство может направить на поддержание малого бизнеса, там развитие бизнес-инкубаторов, определенное возможное льготное кредитование и так далее. То есть мы с уважением относимся к нашим коллегам из тех органов, которые принимают в этой сфере решения, поэтому думаем, что та информация, которая будет получена, она будет полезна. А в результате, конечно, мы надеемся, что государственная поддержка для конкретного бизнесмена, для конкретного предпринимателя, нуждающегося в ней, будет более эффективной.
— Если вспомните, каков был процент получивших господдержку в 2010 году, после опроса 2010 года?
— Мы в 2010 году этот вопрос не включали. Но вообще я вам могу сказать, что государственной поддержкой пользуется достаточно ограниченное количество малых бизнесменов. Я исхожу из того, что один из источников информации, по которому мы можем получить данные о бизнесе, о том, получили они эту поддержку, — регистрация в соответствующих реестрах, которые ведут муниципалитеты.
— Получателей господдержки?
— Да, получателей господдержки. Честно вам скажу, по памяти не помню, но эта цифра достаточно незначительная и оказывает нам вспомогательную помощь для того, чтобы составить списки тех, кто подлежит обследованию.
— То есть, может быть, будет сделан какой-то шаг вперед, после этого нового исследования?
— Да, естественно. Вообще, результаты обследования, дают пищу для того, чтобы размышлять и принимать решения. Для чего, в общем-то, мы и работаем. Это попытка, вернее задача, количественно оценить, что происходит, для того чтобы в дальнейшем принимать решения.
— Кстати, вот вопрос созрел: после того, как вы проведете это исследование, и у вас будет теперь еще два исследования, от 2010 и 2015 года, вы сможете или кто-то, по крайней мере, сможет интерпретировать эти данные, как все это дело развивается, так сказать? Это может оказать какое-то влияние на политику госорганов, потому что это будет уже какая-то динамика, правильно я понимаю?
— Да, будет динамика. Она, конечно, будет показывать реальный процесс, она будет показывать, в том числе, процесс, связанный с изменением законодательства, дело в том, что в этом году, и обследование это покажет, было принято решение увеличить порог выручки в два раза. Понятно, за это время, с учетом инфляции, девальвации и всего прочего, порог поднялся. Там облегчены, как говорится, условия, связанные с наличием в уставном капитале иностранных юридических лиц, но это некоторые структурные изменения. Поэтому да, будет динамика, можно будет сравнить, можно будет говорить. Притом, как вы заметили, 2010 год тоже был не самый простой, и прошедший год был не самый простой.
— По сути, получается, ну, 2010 год, может быть, был менее кризисным, чем 2015, но тем не менее, интересно, что обе точки — это точки кризиса.
— Да, кроме того, будут и промежуточные точки, если надо, мы скорректируем, произведем необходимые пересчеты для того, чтобы была картинка динамики, распределенная по годам.
— Александр Львович, может ли опрос в результате, когда он будет уже обработан, каким-то косвенным образом хотя бы показать долю, условно говоря, «серого», непрозрачного сегмента в экономике?
— Напрямую нет, но опосредованно — да. Дело в том, что серый сектор экономики в статистике определяется как тот сектор, который не поддается прямому статистическому исследованию, то есть тот сектор, если говорить проще, который не представляет о себе информацию государству. Таким образом, те, кто нам представит, и если их будет много, их будет больше — это косвенно, вернее, по цифрам прямо будет свидетельствовать о сокращении серого сегмента экономики. Но на самом деле он у нас сокращается, потому что по нашим макроэкономическим расчетам у нас за 2000-е годы этот сектор сократился в два раза. Если в начале 2000-х годов он превышал 20%, то сегодня он оценивается где-то в 10-11%.
— Но все равно есть.
— Есть, он во всех странах есть, и у нас он есть, и поэтому чем больше мы получим ответов, тем меньше бизнеса со статистической точки зрения окажется в сером секторе.
— Скажите мне, а какова хронология проведения опроса, как все это будет проходить, этапы большого пути?
— Этапы большого пути, если для бизнесменов, то до конца года мы должны будем довести до всех соответствующий инструментарий — бланки, формы как на бумаге. А тем, кто хочет отчитаться в электронном виде — уже сегодня они видят это на нашем интернет сайте, но а на бумаге это до конца года. Дальше это этап, связанный с заполнением бизнесмена дачи ответа на наши вопросы.
— На это сколько отведено?
— На это отводится первый квартал. Они характеризуют свою деятельность за 2015 год в первом квартале 2016 года.
— А потом пойдут и заплатят налоги, как полагается в таких случаях?
— Нет, это у нас в том числе и привязано в большей мере, если строго по срокам, к составлению предоставления бухгалтерской отчетности, которую на сегодняшний день малый бизнес уже составляет практически в сплошном режиме кроме индивидуальных предпринимателей. Дальше это уже работа Росстата по обработке, по оценке полученных итогов. Это и требует иногда возвращения к отдельным малым бизнесменам для уточнения результатов, потому что сводные итоги могут показать аномальные отклонения, что требует еще раз уточнить, переспросить у тех, которые, как говорится, создают наибольший удельный вес, у тех, которые влияют на итоги в той или иной группе. То есть, будем говорить, на относительно крупных производителей в секторе малого, среднего индивидуального предпринимательства. И мы рассчитываем, вернее, эти сроки нами уже однозначно анонсированы, в декабре 2016 года получить предварительные итоги и опубликовать их. В полном объеме будет осуществлена публикация. Я говорю публикация — это естественно в электронном виде размещение на сайте Росстата в 2017 году.
— А сколько приблизительно хотя бы народу будет участвовать именно в работе, в обработке анкет, во всем этом деле?
— Мы привлекаем достаточно ограниченное количество интервьюеров, это не перепись населения, в большей мере мы рассчитываем…
— На письменные электронные варианты?
— Да, на письменные. Было бы желательно особенно с индивидуальными предпринимателями поработать с помощью интервьюеров, донести вопросники. Но здесь у нас, еще раз я вам скажу, средства достаточно ограничены, поэтому в данном случае, конечно, больше используют традиционный почтовый метод общения, метод общения через электронные средства, через электронную почту. Вот таким образом. Небольшой временный персонал привлекается для конвертования, отправки…
— Понятно, технического свода задач.
— Дальше определенный для ввода информации, то, что представлено на бумажных носителях, потому что, в общем-то, технология рассчитана на сканирование. Мы проводим здесь, конечно, не сельхозперепись, не перепись населения — здесь персонал, который задействован значительно меньше. Вот таким образом мы постараемся получить итоги, сделать их доступными, доступными как в целом по стране, мне хочется подчеркнуть, как по субъектам Российской Федерации, муниципалитетам, видам экономической деятельности. И в конце мне еще хотелось бы обратить ваше внимание на то, что конфиденциальность будет обеспечиваться и путем контроля, чтобы данные косвенно не могли бы раскрыть информацию о…
— Конкретных людях?
— Да, о конкретных людях, потому что, если мы спускаемся до муниципалитета, вида деятельности, там в итогах может оказаться один, два, три.
— У меня очень короткий последний вопрос к вам, Александр Львович, буквально да или нет, будут ли опубликованы абсолютно все данные, полученные в результате опроса, исследования кроме, естественно, личных?
— Все данные, которые не окажутся конфиденциальными в рамках требований не раскрыть конкретных физических, юридических лиц, будут опубликованы Росстатом и будут открыты. Закрытой информации здесь не предвидится.
— Так говорил Александр Львович Кевеш, статс-секретарь, заместитель руководителя Росстата, который в студии «Коммерсантъ FM» рассказал весьма интересно, на мой взгляд, о том, как будет проходить большое статистическое исследование малого и среднего бизнеса в России, проходящего раз в пять лет. Господа из малого и среднего бизнеса, пожалуйста, заполните, чтобы мы, простые граждане, знали, в каком экономическом мире мы живем. Огромное спасибо, Александр Львович.