Ловись, книжка!
Надежда Прохорова вяснила, кто такие буктьюберы и почему к ним прислушиваются
"Ловцы книг" — так называют себя литературные видеоблогеры. Для молодых читателей именно они, а не солидная литературная критика,— Вергилии в мире книг. "Огонек" изучал феномен
"Обе книги написаны примерно в одно время английскими писателями. Однако и тут жесть, и тут жесть! Насилие, темная сторона человеческой натуры, юность как фактор жестокости и на сладенькое — лидерские способности отпетых негодяев",— так ведущий книжного канала "Библионариум" Владимир Митин начинает рассказ о романах "Повелитель Мух" Уильяма Голдинга и "Заводной апельсин" Энтони Берджесса. Может, кому-то такая рецензия покажется простоватой, но поклонники Владимира так не думают.
Владимир Митин — буктьюбер. А сам BookTube возник из сложения английского Book и названия платформы YouTube. Буктьюберы и их книжные каналы на известном видеохостинге показывают любительские видео о прочитанных книгах.
Первые такие видео появились в 2009 году на англоязычном пространстве и получили название Book Haul — "книжный улов". В российский YouTube книжные каналы пришли через год. Сейчас BookTube вполне значимый сегмент на видеохостинге: количество русскоязычных книжных блогеров достигло 200 человек.
Стать "ловцом книг" может каждый. Любовь к чтению, желание общаться, наличие камеры и доступ в интернет — вот и все требования для запуска канала. Возрастной диапазон блогеров — от 15 до 30 лет. Как правило, это школьники, студенты или молодые специалисты — представители цифрового поколения, свободно владеющие интернет-технологиями и принципами онлайн-общения.
Так, за последние 5 лет рецензии в журналах и газетах стали уделом старшего поколения, а молодое перенесло обсуждение литературы и книг в Сеть. По статистике, в основном зрители BookTube — это люди от 13 до 25 лет из России и стран СНГ, причем 70 процентов — женского пола.
Герои BookTube
Специалист по туризму в странах Юго-Восточной Азии Ульяна Петрухина (Улилай) из Санкт-Петербурга в 2012 году уехала на стажировку во Вьетнам.
— Книги были со мной всю мою жизнь, а во Вьетнаме мне не с кем было про них разговаривать. И я решила, что видео — это отличный способ,— вспоминает Ульяна.
Студентка-программист Ольга Миклашевская (Оля Понедельник) из Москвы сначала воспринимала YouTube исключительно как хостинг, куда можно поместить видео и потом вставить ссылку в печатный блог.
Сегодня Ульяна и Ольга — одни из самых популярных буктьюберов — 47 и 27 тысяч подписчиков соответственно — и неоднократные номинанты на "Книжную премию рунета" как лучшие блогеры.
Автор канала "Теория большого чтива" Мария Покусаева — магистр филологии, написавшая диссертацию под руководством литератора и преподавателя СПбГУ Андрея Аствацатурова. Год работала в книжном магазине.
— А потом я поняла, что любовь к книгам и знания куда-то нужно девать. И не тексты писать — это скучно, а снимать видео,— рассказывает она. У "Теории большого чтива" — 11,5 тысячи зрителей.
С точки зрения гендерного разделения BookTube все-таки женское сообщество. Книжные видеоблогеры мужского пола — "штучный товар". Среди них экономист Владимир Митин из Тамбова — он завел свой канал "Библионариум" в апреле 2015 года и обрел уже 2 тысячи зрителей. Николай Боголюбов работает на физическом факультете МГУ и ведет канал "На волнах классики". Журналист из Хабаровска Александр Чернов, известный на BookTube как UncleShurik, от обзоров настольных игр перешел к книгам. Сегодня у него — 21 тысяча подписчиков.
Что читаешь?
На BookTube есть определенные форматы рассказа о книгах. Самый популярный — собственно обзор книги или "Прочитано". Формат "Книжные покупки", когда блогер знакомит зрителей с приобретенными новинками, считается наиболее рейтинговым по просмотрам. Еще один жанр — Unboxing: ведущий в прямом эфире раскрывает и показывает полученный заказ из магазина или подарок от издательства. Хотя сами блогеры это яростно отрицают, но мысль, что издательства используют "ловцов" для продвижения своего товара, возникает. К достижениям книжного маркетинга относятся, видимо, и разные видеорейтинги, например топ-пять по психологии любви.
Диапазон симпатий "ловцов" настолько широк, насколько разнообразна литература. При этом каналы со специализацией на одном виде литературы встречаются редко. Блогеры особо подчеркивают свою "литературную всеядность".
От объяснений "что хотел сказать автор", поиска лишних людей и язв дня центр дискуссии сместился в плоскость "нравится-не нравится". Новые Белинские и Добролюбовы смело могут считаться интеллектуалами, если готовы сказать пару слов об образе героев, композиции и — барабанная дробь! — об изобразительно-выразительных средствах, которыми пользуется автор. Но рискуют немногие и чаще пересказывают какие-то факты из биографии автора. Но самое главное — свое впечатление. Эмоушнс.
Собственно, понятна и главная претензия представителей книжного сообщества к буктьюберам — непрофессионализм и примитивность. Один из блогеров рассказал, что на прошлом нон-фикшене ему просто посоветовали бросить это дело. Но тут главное не расстраиваться.
— Чтение как хобби открыто для каждого. Чтобы рассказывать о книгах, совершенно необязательно быть профессором литературоведения. К тому же не у всякого профессионала это получится. Здесь вопрос не в образовании, а в личном обаянии,— уверена Мария Сабурова (Zhem).
— BookTube интересен именно субъективными взглядами на книги. Я могу сказать: "Эта книжка мне нравится", "Здесь я вижу косяк", "Здесь автор откровенно опростоволосился, а здесь он молодец! О-го-го! Смотрите, у меня мурашки по коже пошли". А вы можете мне возразить: "Володя, вы какую-то ахинею несете",— объясняет Владимир Митин.— BookTube не про литературу, а про мнение о литературе.
Поэтому блогеры критиками себя не считают, скорее, советчиками. Свою миссию они видят в том, чтобы пропагандировать читательский образ жизни. И уверены, что появление BookTube в России увеличило число читающих людей, особенно среди подростков и молодых людей.
--Буктьюберы — это люди с чутьем. Я больше интересуюсь современной литературой, ведь люди не всегда знают, нужно ли читать только что вышедшую книгу,— говорит Ольга Миклашевская.— Через меня проходят сотни новинок в год, но среди современной литературы столько шлака... Поэтому наши советы нужны.
— Если говорить, что литература — это бу-бу-бу, то никакой нормальный человек читать не будет,— уверена Мария Сабурова.— А люди действительно вовлекаются в чтение благодаря каналам на YouTube.
Комментарии зрителей к видео буктьюберов — палитра отзывов, благодарности за полезную рекомендацию, просьбы посоветовать "какую-нибудь хорошую книжку" на определенную тему, сделать обзор новинки, сказать название фоновой песни. Пользователи делятся и своими впечатлениями от книги — еще одно доказательство мысли о BookTube как площадке для обмена читательским опытом. Некоторые дискуссии из литературной сферы переходят в область социально-философских проблем.
Кому-то BookTube позволяет найти единомышленников на другом конце страны. Буктьюберы создают совместные каналы, устаивают флешмобы, объединяются в книжные клубы (например, "Между строк", "Синие занавески", "Семь сортов Сартра") и даже встречаются вне интернета, чтобы обсудить любимые книги, читательские планы и лично ответить на вопросы.
На издательской кухне
— О книге "Игры Демиургов" Петра Бормора мало кто знал, но она мне очень нравилась, поэтому сняла видео. Потом ее прочитала блогер Аля, кто-то еще и — понеслось. Примерно через месяц эта книга попала в топ самых продаваемых,— рассказывает Мария Покусаева ("Теория большого чтива").
На Западе книжный сегмент YouTube уже давно стал мощным инструментом по продвижению книг и авторов, изменив подход к ведению книжного бизнеса,— обзоры прямо влияют на уровень продаж, а сами видеоблогеры очень неплохо зарабатывают.
В России блогеры отрицают коммерческие отношения с издателями. Максимум, на что может рассчитывать буктьюбер,— это бесплатно взять в издательстве книги при условии, что расскажет о большей части из них на своем канале. Во всяком случае, так говорят сами блогеры. Вторая форма: какое-либо издательство может прислать блогеру подарок — одну или несколько книг. Распаковка этого подарка оформилась в жанр Unboxing.
— У нас нет соглашения, что мы должны хвалить книгу. Можем сказать, что это самая ужасная книга, которую мы когда-либо читали, и издательство не будет в претензии,— рассказывает Ольга Миклашевская.— Именно поэтому нам доверяют зрители.
Еще одна форма сотрудничества "ловцов книг" и издателей — встречи с писателями. Так, в середине октября издательство "Эксмо" организовало закрытую встречу с французской писательницей Валери Тонг Куонг и пригасило пять книжных блогеров. В планах блогеров — большой видеопроект об "издательской кухне" совместно с "Эксмо", а также закрытая презентация книги "Время библиомантов. Начало пути" Кая Майера в издательстве "Робинс". Похоже, литературным критикам и правда пора на покой.