«Туры в Египет через третьи страны не имеют экономического смысла»
Российским туроператорам перекрыли обходные пути в страну
Туроператорам запретили продажу туров в Египет через третьи страны. По словам главы Ростуризма Олега Сафонова, игроки не реализуют такие предложения еще с 6 ноября, все продажи приостановлены. Кроме того, Сафонов заявил, что крупнейшие российские туроператоры потеряли почти 2 млрд руб. из-за запрета на полеты в Египет. Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Петра Косенко.
— Как мы понимаем, запрет введен и в том числе на полеты через третьи страны наших граждан в Египет. А какая правовая база существует для этого решения?
— На самом деле, это рекомендации. Но в туристском законодательстве, в соответствии с нашим основным законом, если есть рекомендации по невыполнению, нереализации куда-либо турпродукта, то есть если услуга считается не бесплатной, естественно, операторы не реализуют туда туры. Был указ президента, в котором прямо сказано не реализовывать туры с территории Российской Федерации в Египет. Но скорее теоретически исследовались маршруты через Израиль, Турцию, назывался Минск, потому что это гораздо дороже получается и смысла экономического не имеет. Более того, фактов таких и не было.
Тем не менее, операторы, а их всего девять, те, которые реализовали эти туры в Египет, говорили, что они не реализуют и не собираются реализовывать ни по правовым, ни по экономическим основаниям. Потому что около 50% потребителей, которые не вылетели в Египет, либо меняют туры, выбирают Средиземноморье, тот же Израиль, Кипр, Турцию, подороже — Арабские Эмираты, есть Юго-Восточная Азия, либо откладывают в течение года свое право использовать эти суммы, которые депонируются, поэтому это скорее носило характер обсуждения, возможно ли. Нет, это невозможно, потому что, во-первых, мало въехать, надо еще в случае возникновения каких-либо рисков вывезти туристов, это будет очень сложно, поэтому основные операторы туда услуги не реализуют. А если кто-то из индивидуалов собирается отправиться в путь, мы настоятельно не рекомендуем этого делать, потому что здесь риски повышены, помощь может вовремя не прийти.
— То есть человек по-прежнему может, если не тур, например, купить просто путевку в отель, правильно?
— Да, он путевку не может в тур купить, но может размещение забронировать, сложить себе перелет, но это его уже, как говорится, риски. Он не будет пользоваться очень многими защитами, которые организованы для туристов, и по эвакуации, и по страхованию, и в оказании экстренной помощи. Поэтому мы не рекомендуем такого рода эксперименты проводить.
— Скажите, пожалуйста, страны вы перечисляли, которые в том или ином виде компенсируют запрет на Египет, но, тем не менее, наверное, в это время года на них спрос все равно меньше, чем это могло бы ожидаться.
— Безусловно, что в полном объеме — и цена, и погода — вряд ли это возможно, хотя и в Израиле, и даже в Иордании не холоднее, но чуть дороже. Едут в Юго-Восточную Азию даже, в Гоа, Вьетнам, Таиланд, но это в основном региональные программы из Сибири, Дальнего Востока, хотя из центральной России тоже едут, но там тоже дороже. Даже удивительно, но многие выбирают этот путь, доплачивают, тем более, операторы идут навстречу и стараются оптимизировать эти расходы для того, чтобы большее число людей реализовали свое право на тот тур, который они приобрели, на замену этого тура.
— А цифры, которые приводились, порядка 2 млрд руб. потерь, понятно, что посчитать их довольно сложно, но порядок этих потерь вы можете как-то подтвердить?
— Да, конечно. На самом деле, есть возвратные потери, это, допустим, 1,3 млрд руб. находятся на депозитах у египетских партнеров за отели, но мы рассчитываем, что они могут вернуться при возобновлении программ. 1,5 млрд находятся на счетах авиаперевозчиков под полетной программой, и эти средства не считаются. Прямым ущербом считаются только затраты на вывозы, туда летели пустые борта для планируемого вывоза туристов, они составляют порядка 1,5-1,7 млрд, хотя удалось отчасти и снизить эти потери, потому что, допустим, летели в Египет, но до Кипра довозили туристов и объединяли рейсы, потому что потом уже было меньше туристов, их не завозили же. Поэтому окончательная цифра, я думаю, будет к 30 числу готова, когда завершаются все полетные программы, и было обещано компенсировать или минимизировать эти потери, потому что пока это полностью легло на плечи операторов.
— Кстати, в связи с этим у меня еще один вопрос: скажите, пожалуйста, мы все понимаем, что ситуация с запретом или с возобновлением полетов в Египет целиком и полностью зависит от государства, оно в первую очередь заботится о безопасности людей. Тем не менее, есть какие-то предложения со стороны профессионального сообщества о том, каким образом можно было бы эти меры безопасности улучшить с тем, чтобы все-таки поскорее снять это эмбарго на полеты?
— Безусловно, без безопасности вообще туризма нет, поэтому, во-первых, эти рекомендации есть у нас и на портале они касаются не только оперативного обеспечения безопасности, но и стратегического, когда должно быть своевременное информирование, связь с государственными органами, что в этот раз и снизило риски, ну, и конечно, возможность обеспечения безопасности именно при вылете в портах зарубежных стран, как это делает ряд авиакомпаний, когда их персонал обеспечивает эту безопасность. Но это лишь часть комплекса мер.