Импортозамещение по маслу

госрегулирование

Индустрия смазочных материалов — один из самых конкурентных сегментов на рынке нефтепродуктов. В прошлом году на российском рынке было реализовано 1,6 млн тонн масел, из которых 500 тыс. тонн — импортная продукция. По итогам 2015 года эта цифра существенно изменится в сторону снижения импортных поставок.

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

Компания "Газпром нефть" выпускает практически все виды масел: 60% ее производства приходится на промышленные масла, 35% — на моторные, остальное — на технические жидкости. В прошлом году решение о полном переходе на продукцию "Газпром нефти" принял Сибирский деловой союз, холдинг, в который входят компании, занимающиеся добычей и переработкой угля, машиностроительные, вагоноремонтные и химические заводы. Группа компаний "Газпром" также является одним из крупных промышленных потребителей смазочных материалов, производства "Газпром нефти".

В рамках реализуемой федеральной программы компания заключила с администрацией ряда российских регионов соглашения о содействии импортозамещению моторных масел и смазочных материалов.

По словам Дмитрия Леонова, заместителя генерального директора ООО "ЛЛК-Интернешнл" (крупного поставщика смазочных материалов), изменения на российском рынке видны прежде всего в сегменте потребления качественных индустриальных масел. "На фоне девальвации рубля отечественные производители обрели второе дыхание. Предприятия, ранее с недоверием относившиеся к российскому производителю, сегодня сами выходят с инициативой замены импортной продукции на отечественную. В сложившейся ситуации покупатели были вынуждены считать деньги. Неплохая тенденция наблюдается и в сегменте потребления синтетических масел для легкового транспорта. Зафиксирован серьезный рост продаж, опять же связанный с резким изменением цен на импортные масла. Мы рассчитываем и далее расти в этом сегменте, который является основным для компании",— отмечает господин Леонов.

Основой для производства любой масляной продукции являются базовые масла, один из продуктов переработки нефти. Сейчас объем импорта базовых масел находится на уровне 0,4 млн тонн в год, экспорт составляет примерно 1,1 млн тонн в год. В нашей стране выпускаются так называемые масла первой группы, а за рубежом закупаются продукты более высокой очистки — второй и третьей групп. По словам генерального директора ООО "Газпромнефть--смазочные материалы" Александра Трухана, Россия даже в кризис остается единственным развивающимся рынком в Европе. "Это привлекательный для всех международных игроков рынок. В стране существует огромная потребность в создании мощностей для выпуска масел второй и третьей групп",— утверждает господин Трухан. Но российские масла второй-третьей групп, считают производители, смогут успешно продаваться на международных рынках, только если будут созданы условия для конкуренции по цене.

Создание этих условий — вопрос госрегулирования. Ранее нефтяным компаниям удалось убедить правительство в том, что экспортная пошлина на масла и темные нефтепродукты должна быть разной. Зимой 2014 года руководители "Газпром нефти", ЛУКОЙЛа и "Татнефти" просили установить ставку вывозных пошлин на масло в пределах 20%, что стимулировало бы инвестиции в производство масла. Правительство не полностью удовлетворило требования нефтяников: к 2017 году вывозная пошлина на масло составит 30%. Высокий размер пошлин может оказать серьезное негативное влияние на развитие технологий, налаживание масштабного производства в РФ масел второй и третьей групп, необходимых для производства высокотехнологичной продукции. В "Газпром нефти" утверждают: только при фискальных преференциях (по экспортной пошлине) на масла второй-третьей групп относительно дизельного топлива можно будет говорить о стабильности возврата инвестиций в организацию их производства в РФ.

Помимо пошлин еще одним препятствием для развития производства могут стать экологические сборы. Со следующего года они будут повышены в три раза и составят 3,4 тыс. руб. за тонну.

В техническом регламенте Таможенного союза не содержатся нормы, регулирующие качество продукции, но есть положения, регулирующие ее безопасность. В частности, в документе устанавливаются требования к отработанной продукции. В соответствии с регламентом, при создании которого использовались положения директив ЕС, продавцы несут ответственность не только за реализацию продукции, но и за все ее обращение на рынке. Отработанная продукция должна быть сдана на пункты сбора для подготовки к последующей переработке и утилизации. Сегодня необходимо создание таких условий, которые будут способствовать повышению экологической ответственности производителей масел и стимулировать развитие переработки.

"Сжигать отработанное масло экологически вредно, а вывозить российские отходы для дальнейшей переработки за рубеж экономически нерентабельно. Сегодня рынок наводнен нелегальными сборщиками и посредниками, которые собирают отработанные масла у сервисных центров, где аккумулируется львиная доля масел, и перепродают их на сжигание. Всем понятно: налаживание системы регенерации смазочных материалов необходимо. Но цивилизованный путь — это системное налаживание процедуры сбора и переработки отработанных масел, а здесь существует множество пока не разрешенных вопросов. В том числе как собирать. Как мотивировать потребителя к сдаче отработанного масла в официальные пункты сбора? К тому же необходимы нормативная база, а также ввод в строй дополнительных современных мощностей для регенерации отработанного масла. Без качественной системной проработки комплекса этих вопросов, а также поэтапного установления норматива сбора начиная с 5% с дальнейшим постепенным его повышением (по мере строительства в стране новых мощностей по регенерации масел) ввод экологического сбора может привести лишь к повышению цен на рынке и дополнительному стимулированию инфляции",— отмечают в "Газпром нефти".

Мария Кутузова

Вся лента