«Сейчас террор работает на пиар»
К беседе присоединился доцент факультета международных отношений СПБГУ Александр Сотниченко
Александр Сотниченко о стратегии террористов: «На это и рассчитывают террористы, которые устраивают теракты не против военных, например, не против каких-то государственных объектов, а именно против мирных жителей. То есть они устраивают атмосферу ужаса, и таким образом действительно влияют на разложение того государства, того общества, против которого они воюют. Действительно, какое количество денег уходит на поддержание спецслужб, на различные мероприятия, связанные с борьбой с терроризмом, например, я думаю, что аэропорты всего мира тратят ежедневно огромное количество денег на эти все сложные процедуры, которые так изводят путешественников, — досмотр, всевозможные просветки и так далее, и так далее. Но самое главное даже не в этом, а в том, что общество начинает не доверять государству, потому что теракт в общественном месте устроить очень просто, нельзя же всех тотально досмотреть, и общество начинает не доверять государству и в конце концов становится само на сторону террористов. Вспомним пример даже России в 1995 году, в 1996-м, когда Россия настолько устала от террора и от войны, что готова была даже смириться с потерей Чечни, несмотря на то, что серьезные эксперты говорили, что никуда террор от вас не денется, если вы дадите Чечне независимость, что, в принципе, и случилось уже в 1999 году».
Об успешности бренда ИГ: «Сейчас требований никаких не выдвигается. Сейчас, во-первых, террор работает на пиар "Исламского государства". То есть оно настолько связано с террором, они прекрасно поняли главный закон пиара: неважно, что о тебе говорят, главное, чтобы говорили. Таким образом, капитализация бренда "Исламское государство" растет, а, соответственно, бренд спецслужб европейских, наоборот, теряет в цене. Второй момент — через этот бренд они привлекают к себе различных радикально настроенных молодых людей со всего мира, когда они безнаказанно устраивают такие акты. Действительно, очень многие люди не готовы смириться с социальной несправедливостью современного мира, с финансовой олигархией, с капитализмом, то есть фактически эти люди переняли "левые" лозунги, которые в свое время вдохновляли террористов, например, 1970-х годов, «красные бригады» те же самые. Ну и третий момент — это некое послание всему миру: не трогайте нас, дайте нам развиваться так, как мы хотим, делать то, что мы хотим, и в целом они на это и рассчитывают, что такими акциями устрашения они заставят западный мир отступиться от "Исламского государства" и позволить ему развиваться дальше по той схеме, которую они задумали».
О недопустимости выполнения любых требований террористов: «Мы уже проходили это, опять же, в случае с Чечней, мы дали им нормально развиваться. Или, например, в случае с Суданом — там тоже был режим ат-Тураби, который дружил с бен Ладеном и так далее. В конце концов они станут просто базой террористов, потому что у них задача стоит — захват всего мира. То есть программа максимум — это расширение халифата на весь мир. И любая слабина, которую дают сейчас противники этого самого халифата, воспринимается как победа, как очередной шаг на пути построения всемирного халифата».