Китай выжигает террор огнеметами
Власти отчитались о масштабной спецоперации
Вчера стали известны подробности завершившейся 20 ноября контртеррористической операции в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) Китая. Радикалов, убивших в сентябре 50 человек, выкуривали из пещеры, где они скрывались, при помощи гранат и огнеметов. Пекин утверждает, что боевики принадлежали к "Исламскому движению Восточного Туркестана". За последнюю неделю Пекин приложил немало усилий, чтобы представить страну жертвой исламских экстремистов наравне с Францией и РФ. Впрочем, в борьбе с запрещенным в России "Исламским государством" Китай пока участия не принимал.
"После 56 дней поисков в Синьцзяне была уничтожена кровавая террористическая банда, напрямую управлявшаяся иностранной экстремистской группой. 28 бандитов были уничтожены, один сдался",— сообщила газета Xinjiang Daily. Отряд террористов китайский спецназ выслеживал "как орел, преследующий свою добычу". Когда группа уйгурских сепаратистов была блокирована в пещере, против нее сначала применили газовые и светошумовые гранаты, а затем и огнемет.
Спецоперация стала акцией возмездия за нападение вооруженных ножами боевиков на угольную шахту Согу близ города Аксу в СУАР 18 сентября. Тогда погибли 50 человек.
Уйгуры — этнически близкое узбекам мусульманское меньшинство на северо-западе Китая. Некоторые их представители требуют создать независимое государство Восточный Туркестан. Три основные уйгурские организации — "Всемирный уйгурский конгресс", Организация освобождения Восточного Туркестана и "Исламское движение Восточного Туркестана" (ИДВТ) — борются за самоопределение СУАР. Пекин обвиняет ИДВТ в проведении с 1992 года как минимум 17 крупных терактов, в ходе которых погибли сотни людей.
После терактов 13 ноября в Париже агентство Xinhua заявило в редакционной статье, что КНР также является жертвой террора. В Пекине недовольны позицией западных экспертов, считающих акты насилия в регионе следствием китайской политики. "Уйгуры выступают против китайской колонизации, они хотели бы сохранить свою культуру и получать свою долю от эксплуатации природных ресурсов",— пояснил "Ъ" западную позицию профессор французского Университета Бордо-Монтень Реми Касте. "Большинство терактов — неподготовленные вспышки насилия, их исполнители не имеют к ИГ никакого отношения",— добавил он.
Впрочем, террористическая угроза в Китае не ограничивается границами СУАР. По данным газеты The Global Times, за последние годы воевать в ИГ уехали около 300 граждан КНР, включая самого пожилого из известных джихадистов, 80-летнего уйгура Мухаммеда Амина. 20 ноября в ходе штурма захваченного террористами отеля в Бамако (Мали) погибли трое сотрудников Китайской железнодорожной корпорации. За день до этого ИГ впервые казнило китайского гражданина Фань Цзинхуэя, похищенного в сентябре. Реагируя на это, председатель КНР Си Цзиньпин заявил: "Китайское правительство осуждает эти бесчеловечные действия и привлечет виновных к ответу".
Ранее Пекин воздерживался от участия в сирийской операции, ограничиваясь устной поддержкой российских действий. "Я сомневаюсь, что даже гибель китайских граждан заставит Пекин изменить этой стратегии",— говорит "Ъ" профессор Университета Джорджа Вашингтона Шон Робертс. Не ожидает вмешательства Китая в сирийскую кампанию и руководитель китайской программы Центра Карнеги Александр Габуев. По его мнению, Китай будет ждать, когда вокруг сирийского конфликта сформируется консенсус России, США, Ирана и других стран.