Бюджетный перевозчик
Тюменская область и ХМАО вложат в докапитализацию «ЮТэйр» свыше 10 млрд рублей
Правительства ХМАО и Тюменской области намерены выкупить более половины допэмиссии авиакомпании «ЮТэйр» общей стоимостью 25 млрд руб. По сведениям „Ъ”, из них 11,5 млрд руб. готов вложить автономный округ, около 2,5 млрд руб. — Тюменская область, оставшуюся часть — НПФ «Сургутнефтегаз» (сейчас владеет 60,67% акций перевозчика). Депутаты регионов неоднозначно относятся к такому расходованию бюджетных средств.
Как сообщили вчера в правительстве ХМАО, кабмин утвердил изменения в региональный план по обеспечению устойчивого развития экономики на 2015–2017 годы и программу развития транспортной системы в 2014–2020 годах, предусматривающие участие региональных властей в реализации антикризисного плана авиакомпании «ЮТэйр» через взнос в уставный капитал компании в размере 11,5 млрд руб. В документе говорится, что меры помогут компании стабилизировать финансовое состояние и обеспечить финансирование лизинговых платежей, что для региона значит обеспечение воздушного сообщения, сохранение 1,5 тыс. квалифицированных рабочих мест и налоговые поступления в размере 7 млрд руб. в 2016–2025 годах. Пресс-секретарь губернатора ХМАО Натальи Комаровой Елена Шумакова рассказала, что правительство намерено выкупить допэмиссию акций авиакомпании, после чего его доля акций составит 40%. «Решение вопроса о допэмиссии ожидается в течение месяца. После выкупа мы будем участвовать в управлении компанией, так как она осуществляет 90% авиаперевозок в регионе, и у жителей есть справедливые вопросы к доступности, качеству и цене услуг. Также мы заинтересованы в повышении эффективности компании для возврата вложенных средств»,— добавила госпожа Шумакова.
Войти в уставный капитал «ЮТэйр» намерена и Тюменская область, правительство которой вчера утвердило соответствующие поправки в региональный бюджет на 2015 год.
Вопрос об их принятии парламентарии рассмотрят 26 ноября. «Деньги мы выделим уже в 2015 году»,— отметили в пресс-службе тюменского губернатора, не уточнив, о какой сумме идет речь, «так как она еще не утверждена». По сведениям „Ъ”, речь идет о 2,5 млрд руб. Всего сумма допэмиссии должна составить 25 млрд руб., оставшуюся часть акций выкупит нынешний контролирующий акционер перевозчика НПФ «Сургутнефтегаз».
Напомним, финансовое положение «ЮТэйр» ухудшилось в середине 2014 года на фоне спада авиаперевозок. Общий долг авиакомпании на декабрь 2014 года составлял 167,9 млрд руб., в том числе 85,2 млрд руб.— по лизинговым платежам. Вслед за этим последовали иски о банкротстве компании, в том числе от Альфа-банка на общую сумму около $66 млн и 23 млн руб. В рамках оптимизации расходов компания сократила парк воздушных судов на 44 самолета (до 71), а маршрутную сеть в осенне-зимний период 2014–2015 годов на 20%.
«Я поддерживаю это решение. Насколько мне известно, одно из условий при реструктуризации долгов компании — участие регионов, на которые приходится значительная доля ее бизнеса. Так получилось, что, кроме нас и ХМАО, никто сильно в этом вопросе не заинтересован, и сейчас от решения депутатов зависит судьба реструктуризации»,— рассуждает депутат тюменской облдумы от «Единой России» Павел Белявский. Депутаты думы ХМАО пока не определились, будут ли поддерживать покупку допэмиссии. «Хочется сначала послушать членов правительства и обменяться мнениями с коллегами-депутатами»,— сказал „Ъ” беспартийный депутат Александр Колодич. С ним солидарен коллега из ЛДПР Евгений Марков. «В то время как мы пытаемся изыскать возможности для минимизации затрат для граждан на капитальный ремонт, для поддержки частной компании чудесным образом нашлось11,5 млрд руб. Необходимо прочесть документы и обоснование, но пока я не вижу аргументов в пользу этого решения»,— добавил он.
Гендиректор консалтинговой компании Infomost Communications Борис Рыбак отмечает, что регионы следуют вектору, обозначенному первым вице-премьером правительства РФ Игорем Шуваловым. «Он дал поручение Минэкономразвития рассмотреть возможности участия регионов в докапитализации авиакомпании, и логично, что первыми о своих намерениях объявили ХМАО и Тюмень. Но я не исключаю, что к ним присоединятся и другие регионы»,— считает господин Рыбак. Он пояснил, что иначе регионы потеряют авиасообщение в Западной Сибири, части Восточной Сибири и Северном Урале, так как «другим авиакомпаниям эти направления невыгодны, и заниматься ими они не будут». «Если в начале этой истории очевидный прогноз был банкротство, то сейчас он сменился более благоприятными ожиданиями и надеждой, что компания все же сможет выйти из кризиса»,— добавил главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий.