«Все клонируемые животные болели и были нежизнеспособны»

Китайские ученые планируют копировать лучших коров и лошадей

Китай откроет самую большую в мире фабрику клонирования животных. В новый проект планируют инвестировать $30 млн. Власти провинции Тяньцзин уже подписали соглашение с компанией, которая занимается исследованием стволовых клеток. Предполагается, что новый комплекс будет включать в себя четыре подразделения: лабораторию, центр клонированных животных, «генный банк» и выставочный зал. Специализироваться эта фабрика будет на трех видах животных: служебные собаки, коровы и беговые лошади. Подробности — у Светланы Беловой.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Первые животные, которых китайцы поставили на конвейерный поток, — собаки. Компания Boyalife открылась всего год назад, но за это время успела клонировать около 600 служебных собак. Их множат под заказчика для выполнения различных задач в аэропортах. С открытием нового предприятия китайцы смогут копировать лучших представителей породы, будь то корова-рекордсмен по надоям или самая быстрая лошадь на скачках. Животное со знаком качества сможет получить любой желающий. Однако такое простое повторение внешних данных может разочаровать нового владельца, предупредил заведующий лабораторией кафедры генетики и биотехнологии Петербургского государственного университета, профессор Александр Смирнов.

«Генетически потенциально он способен быть рекордистом, а как там у него сложится жизнь, как там его натренируют — это уже другой вопрос», — уверен Смирнов.

Власти Китая пока используют открытия генетиков в сугубо утилитарных целях — они стремятся насытить внутренний рынок дешевым мясом. Так, в стране уже работает свиноводческая ферма на 500 голов в год. Там от одной свиноматки с гарантировано качественным потомством эмбрионы поросят подсаживают другим самкам. По тому же принципу, вероятно, будет работать и «генный банк» на новом предприятии. Технология уже давно известная во всем мире, но до сих пор никто не построил такую масштабную фабрику эмбрионов, как предложили китайцы. Так, возможно, через несколько лет в России не останется ни одной буренки-россиянки, отметил академик Российской академии естественных наук, заведующий кафедрой Кубанского государственного университета профессор Василий Комлацкий.

«Китайцы привезут уже замороженные эмбрионы с гарантией, что там уже будет 96-98% телочек, и нашим старым выбракованным коровам и молодым телкам их пересадят. Таким образом мы увеличим и поголовье, заведомо высокую продуктивность, и решим проблему молока — своего не хватает. Скажем так, если сейчас покупать — один такой эмбрион стоит примерно $250-300», — отметил Комлацкий.

Противники клонирования животных говорят о дороговизне и непредсказуемости метода. Главный аргумент — болезненность таких клонов. Так, например, знаменитая овечка Долли получилась лишь с 277-ой попытки и прожила всего шесть лет — это вдвое меньше, чем обычно живут овцы. У нее было прогрессирующее заболевание легких и тяжелый артрит. В 2003 году овечку Долли пришлось усыпить, напомнил научный сотрудник Института истории естествознания и техники Роман Фандо.

«Все клонируемые животные, которые были получены практическим путем, имели невысокую жизнеспособность, потому что они получали генотип уже взрослого организма, который уже был запрограммирован на старение. То есть они болели и, соответственно, были нежизнеспособны», — рассказал Фандо.

Тем не менее, американцы считают, что клонированные животные ничем не отличаются от родившихся естественным путем. Еще в 2008 году Организация по надзору за продуктами питания и лекарственными препаратами США выпустила декларацию, где признавала продукты, полученные от таких животных, безопасными для человека. Сейчас уже на прилавках американских супермаркетов лежат упаковки с клонированным лососем.

Европейцы пока относятся к генетическим экспериментам с опаской. Два года назад Европарламент ввел временное ограничение на клонирование любых сельскохозяйственных животных. А этой осенью евродепутаты проголосовали за постоянное табу. Нельзя клонировать, продавать и ввозить из других стран ни самих клонов, ни их потомство. В Страсбурге отметили, что технология до сих пор не совершенна, ее последствия плохо изучены, а большинство клонированных особей мучаются и рано умирают. Против употребления в пищу мяса таких животных выступили и большинство жителей Евросоюза.

В России запрета на клонирование животных нет. Отечественные генетики сосредоточились на возрождении вымерших животных. В Якутской лаборатории пытаются клонировать мамонта.

Вся лента