«Воевать с Турцией мы не собираемся»
Сергей Лавров назвал атаку на Су-24 преднамеренной и спланированной
Глава МИД РФ Сергей Лавров выступил на пресс-конференции в Москве, в ходе которой прокомментировал дальнейшую политику России в отношении Турции и путей урегулирования ситуации в регионе. По его словам, «воевать с Турцией» Москва не собирается, но отношения с Анкарой придется «серьезно переосмыслить и переоценить». Атаку на сбитый накануне турецкими ВВС российский бомбардировщик Су-24 министр назвал «преднамеренным и спланированным актом».
Как рассказал Сергей Лавров, глава МИД Турции позвонил ему и принес соболезнования в связи с крушением истребителя.
«Воевать с Турцией мы не собираемся, отношение к турецкому народу у нас не изменилось»,— подчеркнул министр, уточнив, что отношения с Анкарой придется «серьезно переосмыслить и переоценить».
При этом он жестко раскритиковал турецкую политику сразу по нескольким направлениям. Атаку на сбитый накануне турецкими ВВС российский бомбардировщик Су-24 глава МИД РФ назвал «спланированной». «У нас достаточный массив информации о том, что это был преднамеренный и спланированный акт,— заявил он.— Наши некоторые партнеры, которые вчера с нами связывались, сказали, что это была очевидная засада: ждали, следили, искали предлога».
По словам господина Лаврова, в беседе с главой МИД Турции Мевлютом Чавушоглу была затронута и тема попыток Анкары создать на севере Сирии буферную зону в районе компактного проживания туркоманов. «Я поинтересовался, не означает ли такое внимание Турции к этому району, включая постоянные предложения о том, чтобы создать буферную зону на этой территории, стремление оградить эту инфраструктуру (боевиков.— “Ъ”) и не допустить ее уничтожения. На этот вопрос я тоже не получил ответа»,— отметил Сергей Лавров.
О причинах произошедшего инцидента российскому министру неизвестно. «Почему это было сделано, мне трудно сказать»,— признался господин Лавров. В то же время он отметил, что «бывают внутриполитические соображения» (напомнив, впрочем, что выборы в Турции уже состоялись ранее), а также «соображения, связанные с зарубежными партнерами, союзниками, со “старшими братьями”».
В качестве одной из ответных мер глава МИД РФ пообещал добиваться составления не только списка террористических организаций, но и каналов «подпитки боевиков». «В свете вчерашнего случая с нападением турецких ВВС на российский самолет по-новому предстает ситуация с нелегальной торговлей нефтью, вообще с нелегальной нефтяной индустрией, которую игиловцы создали на своей территории»,— заявил Сергей Лавров, отметив, что российский бомбардировщик был сбит «после того, как по нефтяным приискам (ИГ.— “Ъ”) стали наноситься прицельные и весьма эффективные удары нашей авиацией».
Огонь на расторжение
Турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик Су-24. По утверждению представителей Генштаба РФ, один из двух летчиков погиб. Был подбит и вертолет, участвовавший в спасательной операции, при этом погиб контрактник. Это первые официальные потери российской армии с начала сирийской операции. Случившееся 24 ноября — самый серьезный военный инцидент между Москвой и одной из стран—членов НАТО в постсоветской истории России. Читайте подробнее
Сведение счетов
Кризис в отношениях России и Турции непосредственно скажется на совместных бизнес-проектах, сообщили "Ъ" высокопоставленные источники. Первой жертвой может стать газопровод «Турецкий поток», переговоры по которому с Анкарой и раньше шли крайне сложно. Под угрозой также может оказаться строительство АЭС «Росатома» в Турции или, например, проход российских судов через черноморские проливы, хотя этот транзит по международным соглашениям может быть ограничен лишь в случае войны с Анкарой. Сама же Турция сильно зависит от поставок российского газа, но источники "Ъ" сомневаются, что этот инструмент давления будет применен сразу. Читайте подробнее