"Наша задача — возрождение цивилизованной лотерейной культуры в стране"
Генеральный директор компании «Государственные спортивные лотереи» Валентин Кондрашов — об устройстве современных лотерей
Генеральный директор компании "Государственные спортивные лотереи" Валентин Кондрашов — об отличии лотерейного бизнеса от игорного, современных технологиях защиты клиентов от мошенничества и адресном расходовании благотворительных средств.
Что сегодня представляет собой лотерея как бизнес, как он организуется?
— Сегодня право организовывать лотереи есть только у Министерства спорта и Министерства финансов. Приняв при поддержке правительства решение об их проведении, они объявляют конкурс для выбора оператора. Наша компания выиграла его и теперь занимается организацией государственных спортивных лотерей "Гослото". Чтобы победить в конкурсе, нужно обладать соответствующими ресурсами, как материальными, так и человеческими, ведь один из критериев победы — наличие сотрудников, обладающих необходимой квалификацией. Кроме того, необходимо представить банковскую гарантию на сумму, которая обеспечивает выплату выигрышей, целевые отчисления, организацию сети продаж по всей стране, включая установку центральной лотерейной системы, приобретение, установку и обслуживание терминалов, печать билетов, проведение тиражей и проч. Получая с игроков деньги за участие в лотерее, минимум 50% — а в некоторых лотереях 67% — мы возвращаем им (участникам, примечание редактора) в качестве призового фонда. Целевые отчисления по отношению к общему объему выручки составляют в данный момент минимум 5%. Еще около 3% — фонд оплаты труда. Стоимость изготовления лотерейных билетов, платежи распространителям и сервис-агентам — от 12% до 30% от выручки.
Какие технологии вы используете? Можно ли их сравнить с теми, что применяются в других странах?
— Технологии максимально современные — по некоторым аспектам мы даже опережаем наших зарубежных партнеров, прежде всего в IT-компоненте. За продвижение и реализацию продуктов отвечает наш ведущий партнер — Торговый дом "Столото", который является членом Европейской лотерейной ассоциации. Кстати, хочу поздравить коллег с тем, что они выиграли право провести Всемирный лотерейный конгресс в 2019 году в Москве, который станет важнейшим событием в истории российских лотерей. ТД "Столото" использует максимально современные способы приема лотерейных ставок — это и лотерейный интернет-супермаркет, и мобильное приложение. Конечно, остались и классические "бумажные" лотереи.
Как это выглядит с точки зрения участников лотерей?
— Например, вы хотите принять участие в лотерее. Сегодня это занимает несколько минут. Регистрация и внесение средств в кошелек на сайте — собственно, все, что необходимо. Покупая в одном из крупных сотовых ритейлеров новый гаджет или внося плату за мобильную связь, вы также можете за считаные минуты сделать ставку. Кроме того, у нас продвинутая система защиты клиента от мошенничества. Мы используем систему подтверждения ставок с помощью мобильных телефонов, на которые приходит уникальный код — ключ, позволяющий участнику в дальнейшем получить свой выигрыш.
Каков сейчас алгоритм участия в розыгрыше?
— Здесь, пожалуй, все уже давно устоялось. Ты платишь небольшую сумму и получаешь возможность выиграть очень много денег. Меняется и упрощается только оформление участия. Я уже упоминал лотерейный супермаркет в интернете и мобильное приложение. Раньше, чтобы купить лотерейный билет, надо было идти куда-то. Сейчас для этого достаточно иметь смартфон.
По каким экономическим показателям можно судить о том, в каком состоянии находится лотерейный бизнес, отрасль в целом?
— Прежде всего — это уровень проникновения, то есть количество людей, которые раз в неделю принимают участие в лотерее, в процентах от общей численности населения старше 18 лет. Сейчас в России это порядка 1%, тогда как на Западе — десятки процентов. Второй критерий — это количество денег, которые участник тратит в год на лотерейные билеты. У нас это порядка 15 долларов, а в Китае — около 30 долларов. Если говорить о лидерах — Франции, Испании и США,— там этот показатель еще выше. Поэтому потенциал роста у российского рынка огромный.
В чем причина таких больших отличий и от Китая, и от Запада?
— Причина в том, что больше 20 лет этой отраслью никто не занимался. Только недавно правительство и Федеральное собрание приняли решение о монополизации отрасли, очистив рынок от недобросовестных игроков, ведь лотерей было тысячи. Множество мелких организаторов, которые не платили отчисления в бюджет, занимались махинациями с призовым фондом, направляли его непонятно куда. Доверие людей к лотереям было подорвано. А доверие — это главное! Участник должен четко знать: какой бы приз он ни выиграл, небольшой или гигантский, он эти деньги получит. К сожалению, долгое время это не работало, и теперь для восстановления репутации целого рынка потребуются десятилетия. Сейчас мы строим, по сути, с нуля. Перед нами — выжженное поле. Мы шаг за шагом возрождаем лотерейную культуру и веру людей в то, что у них есть все шансы выиграть и что если сегодня не повезло, твои деньги пойдут на социально важные проекты.
Как можно определить, что такое лотерейная культура, из чего она складывается?
— На наш взгляд, лотерейная культура — это осознанное участие понемногу, но регулярно. В чем ключевое отличие лотерейного бизнеса от игорного? На лотерею, если использовать разговорное выражение, нельзя "подсесть". В игровых автоматах сутки напролет сидят и совершают бездумные механические движения, лишая семью достатка. А лотерея в современном цивилизованном мире — это форма увлекательного досуга, как поход в парк или в театр. К примеру, идешь ты куда-нибудь с детьми и заодно приобретаешь билет "Русского лото". А дальше ждешь еженедельного красочного розыгрыша, где все происходит так, как во времена наших бабушек и дедушек, эта лотерея уже два десятилетия собирает у экранов целые семьи. А современные числовые лотереи, например "Гослото "6 из 45", где суперприз составляет сотни миллионов рублей,— это же отличный шанс исполнить любую мечту! Иными словами, наша задача — возрождение цивилизованной лотерейной культуры в России, формирование отношения населения к лотереям как к форме досуга, позволяющей получить яркие эмоции, улучшить благосостояние и поддержать российский спорт.
Что планируется сделать для развития лотерейной культуры?
— Совместно с ТД "Столото" мы запустили масштабную федеральную рекламную кампанию — на ТВ, радио и в интернете. Мы стараемся как можно больше рассказать о роли лотерей в современном обществе, о том, что помимо обязательных целевых отчислений мы несем еще и существенную социальную нагрузку. Покупая билет, человек должен понимать, что часть его денег не уйдет непонятно куда, на них будут построены стадионы, оказана помощь ветеранам спорта, организованы детские спортивные мероприятия.
На кого в первую очередь рассчитана рекламная кампания, о которой вы говорите?
— Рекламная кампания рассчитана на настоящих и будущих участников лотерей самых разных возрастов. Выбор лотереи напрямую зависит от цели каждого. Цель — решить жилищный вопрос, обзавестись автомобилем, дачным участком или мотоциклом, выбор наверняка падет на билеты "Жилищной лотереи" и "Русского лото". Цель — выиграть многомиллионные денежные призы — это, безусловно, "Гослото "6 из 45" и "Гослото "5 из 36". Рекламная кампания расскажет обо всех продуктах и возможностях, поспособствует возвращению доверия к лотерее как к категории.
Как осуществляется государственное регулирование отрасли?
— Главный регулятор — Министерство финансов. Оно устанавливает правила игры на основе федерального законодательства. Мы выполняем директивы Минфина и работаем по госконтракту с нашим организатором — Министерством спорта. Основные документы, которые мы строго соблюдаем,— это Закон о лотереях, нормативные акты регулятора, Минфина и договоренности с Минспортом. У нас очень высокое качество диалога и сотрудничества с этим министерством. Они хорошо понимают, что задача у нас общая — рост отчислений в федеральный бюджет на нужды российского спорта. Например, в силу специфики регулирования лотерей технология розыгрыша должна быть описана в условиях лотереи, которые утверждает Минспорт. В связи с внедрением новых технологий мы периодически обращаемся в министерство с просьбами об изменении правил некоторых игр. Надо отдать должное, наши обращения оперативно рассматриваются и выпускаются соответствующие приказы.
Что именно финансируется и поддерживается с помощью лотерей?
— За все время существования лотерей "Гослото" только в федеральный бюджет было перечислено свыше 5 млрд руб. В прошлом году наши целевые отчисления составили около 500 млн руб. На них осуществлялось строительство объектов спортивной инфраструктуры в российских городах. Наши коллеги из "Спортлото" во время подготовки Олимпийских игр-2014 в Сочи направляли деньги на возведение олимпийских объектов. По общему бюджетному правилу все наши целевые отчисления поступают в федеральный бюджет — дальше Министерство спорта выступает администратором расходов. Что же касается нашей благотворительной активности, здесь все адресно, мы сами определяем направление этих денег. Мы поддерживаем Ассоциацию мини-футбола России, спонсируя закупку мячей, Специальный олимпийский комитет Санкт-Петербурга, помогая людям с ограниченными возможностями. Активно работаем с Российским союзом спортсменов, который поддерживает ветеранов российского спорта. Буквально на днях "Государственные спортивные лотереи" заключили важнейшее соглашение с Российским футбольным союзом о реализации всероссийской программы развития детско-юношеского футбола "Поиск талантов". Мы с радостью приняли приглашение РФС и лично Виталия Леонтьевича Мутко присоединиться к этой важнейшей инициативе, ведь футбол — самый популярный вид спорта в нашей стране. Эта программа откроет дорогу в профессиональный спорт множеству талантливых детей из всех регионов Российской Федерации.