Компьютеры перешли в спящий режим
На рынке ПК зафиксирован рекордный спад
Падение российского рынка персональных компьютеров в третьем квартале оказалось рекордным: объем поставок ПК в Россию сократился на 45,5% в объемах и более 49% в выручке. После затоваривания в конце 2014 года покупатели не спешат с покупкой компьютеров, подорожавших с тех пор в два раза, признают участники рынка.
По итогам третьего квартала 2015 года, в Россию было поставлено порядка 1,2 млн настольных и портативных ПК, что на 45,5% меньше, чем за аналогичный период 2014 года, сообщила IDC. Объем рынка в деньгах снизился на 49,2%, до $548,81 млн. "Это крупнейшее падение российского рынка ПК и в штуках, и в деньгах за всю его историю",— сообщила "Ъ" старший аналитик IDC Наталья Виноградова.
Крупнейшим поставщиком ПК в России остается Lenovo (23,9%), за ней следуют Hewlett-Packard (14,3%) и Asus (12,1%), а замыкают топ-5 Acer (11,3%) и DEXP (6,6%). Поставки ноутбуков за год сократились на 50,6%, до 727 тыс. штук, а число ввезенных настольных ПК упало на 36,3% относительно прошлого года и составило 518 тыс. штук. "На рынке ПК сохраняется тенденция к сокращению объемов поставок, которая во многом отражает общую экономическую ситуацию в стране. Дальнейшее ослабление курса национальной валюты может ухудшить перспективы развития рынка. Наиболее заметное падение спроса наблюдается в категории ноутбуков, так как именно в этом сегменте в период с 2010-2012 годов было реализовано наибольшее количество устройств. Средний срок службы компьютера увеличивается",— говорит Наталья Виноградова. Из-за низкого спроса у дистрибуторов и ритейлеров сохраняются большие складские запасы, потому объем импорта падает, отметила она.
Размеры мирового рынка ПК сокращаются более низкими темпами. По данным IDC, за третий квартал по всему миру было поставлено 71 млн ПК, что на 10,8% меньше показателей 2014 года. Лидером также была Lenovo (21% от всех поставок), за ней шли Hewlett-Packard (19,6%), Dell (14,3%), Apple (7,5%), Acer (7%).
Показатели IDC близки к ситуации на рынке, признает представитель "М.Видео" Антон Пантелеев. "На продажи товаров оказывают давление как новые цены, так и высокие продажи в прошлом году. Сейчас у многих нет необходимости в обновлении устройств, и после затоваривания в прошлом году покупатели всерьез взвешивают решение о покупке новых цифровых устройств",— говорит господин Пантелеев. В четвертом квартале 2014 года, на фоне резких скачков курса валют и ожидавшегося в связи с этим повышения цен, продажи бытовой и компьютерной техники в России достигли максимума, перевалив за 500 млрд руб., сообщала ранее "Infoline-Аналитика".
"Текущее положение на российском рынке ПК, конечно, напрямую связано с тем, что стоимость продукции целиком и полностью зависит от курса доллара. И доходы населения не меняются так быстро, как цены на импортную продукцию",— сказал гендиректор Acer в России Денис Кутников. При этом он отмечает, что рынок ПК в процентном соотношении упал не так сильно, как просела национальная валюта, а значит, это еще "не самый худший сценарий". "Сейчас для нас, как и для многих других коллег по рынку, есть одна верная стратегия — завозить столько товара, сколько нужно, и работать над сокращением издержек и лишних расходов",— утверждает господин Кутников. Глава Lenovo в России, СНГ и Восточной Европе Глеб Мишин отмечает, что цифровая техника никогда не являлась предметом первой необходимости. "Кроме того, за последний год цены на нее выросли в два раза из-за девальвации рубля, что, естественно, не способствует продажам. Вырос и потребительский цикл — пользователи не торопятся менять ПК даже после трех-четырех лет использования. В этой ситуации мы стараемся ориентироваться на продажи в нижнем ценовом сегменте, но это, конечно, не способствует росту рынка в денежном выражении",— говорит господин Мишин.