Граждане за радикальное решение проблем терроризма
В ответ на теракты они предлагают усилить борьбу с ИГ
Значительная часть граждан России считают, что власти Франции и России должны ответить на теракты усилением борьбы с террористами организации "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ) и охранительными мерами, в частности усилением спецслужб. Граждане не исключают терактов в России, при этом 39% респондентов "Левада-центра" называют пока недостаточными меры антитеррористической безопасности против ИГ.
Теракт в Париже 13 ноября, как выяснили социологи "Левада-центра", вызвал у респондентов прежде всего сочувствие (48%), тревогу (37%), возмущение (30%) и страх (19%). Примерно такие же эмоции вызвали в 2001 году теракты в Нью-Йорке, но тревогу тогда граждане испытывали меньше. На месте французских властей россияне отреагировали бы на теракт в Париже усилением борьбы с ИГ, ужесточением иммиграционной политики и усилением работы спецслужб, гуманитарные варианты развития событий гораздо менее популярны (см. график).
Об идеальной реакции руководства РФ на теракт на российском Airbus 31 октября и трагедию в Париже у граждан схожие представления. 26% говорит, что нужно договориться "со странами европейской коалиции и США об усилении совместной борьбы с ИГИЛ", 21% — что нужно "усилить независимые военные операции", увеличить военное присутствие в Сирии. Самая же большая доля (28%) тех, кто говорит, что власти должны "сосредоточиться на защите населения от террористических угроз на территории России, дать дополнительные полномочия спецслужбам". Только 13% хотят "заключения перемирия" и решения сирийской проблемы политическим и дипломатическим путем, 3% — прекращения бомбардировок. На данный момент в обоих случаях реакция у россиян одна — "предлагается активно бороться с ИГИЛ", отмечает замдиректора "Левада-центра" Алексей Гражданкин.
Перед совместным обсуждением депутатами и сенаторами борьбы с терроризмом, которое было объявлено 20 ноября, глава думского комитета по безопасности Ирина Яровая заявила, что завершилась совместная со спецслужбами работа над очередным "большим антитеррористическим пакетом" поправок (см. "Ъ" от 21 ноября). По сравнению с 2011 годом число тех, что считает, что "спецслужбы России выполняют очень важную роль и их нынешние полномочия вполне отвечают этой роли", выросло с 45% до 59%. О том, что им "сейчас дана слишком большая и бесконтрольная власть", говорит, напротив, меньше: 24%, а не 33% респондентов. "Это связано не только с терактами,— полагает Алексей Гражданкин.— Но и с риторикой, которая вернулась после возвращения Владимира Путина на пост президента".
При этом недостаточными меры "в связи с угрозой террористических актов" со сторон ИГ считает меньше половины респондентов: 39%. 36% полагает, что их вполне хватает, а 2% говорит, что меры даже "избыточные". "Еще 23% затруднившихся с ответом говорит, что этот вопрос не особо занимает российское население",— говорит Алексей Гражданкин. Хотя 73% считает, что теракты в России могут произойти, а 20% говорит об этом с уверенностью.