«Наши и турецкие летчики работают на разных радиочастотах»

Выживший штурман Су-24: самолет не нарушал воздушное пространство Турции

Выживший после крушения Су-24 летчик исключил возможность нарушения воздушного пространства Турции. В интервью телеканалу «Россия 24» штурман Константин Мурахтин заявил, что уже неоднократно летал по этому маршруту и очень хорошо знал местность.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Во вторник российский Су-24 был сбит турецким истребителем F-16. Анкара утверждает, что экипаж самолета 10 раз в течение пяти минут предупредили о приближении к сирийско-турецкой границе. Только после этого была отдана команда атаковать бомбардировщик. По словам Мурахтина, никаких радиокоманд он и его коллега не получали.

«Весь наш полет до момента взрыва ракеты полностью мной контролировался. Я прекрасно видел и по карте, и на местности, где граница и где находимся мы. Даже угрозы выхода в Турцию не было. Никаких предупреждений не было ни по радиообмену, ни визуально. Вообще не было контактов. Поэтому мы заходили на боевой курс в штатном режиме. Нужно понимать, какая скорость у бомбардировщика, и какая у истребителя F-16. Если бы нас хотели предупредить, то могли бы показать себя, встав на параллельные курсы. А так ничего не было. Да и ракета пришла в хвост нашего самолета внезапно, мы даже визуально ее не наблюдали, чтобы успеть сделать противоракетный маневр», — рассказал Мурахтин.

Между тем, в интернете появилась аудиозапись, на которой турецкие ВВС якобы предупреждают российский Су-24 о нарушении своего воздушного пространства. Запись опубликована в авиаблоге The Aviationist. На ней слышно, как некто по-английски от лица ВВС Турции просит летчиков свернуть на юг, поскольку они приближаются к границе страны. Из записи неясно, было это предупреждение от турецких пилотов или от диспетчеров с земли. В редакции сайта подчеркивают, что не могут подтвердить подлинность аудиозаписи, поскольку ее прислал один из читателей, пожелавший остаться неизвестным.

BBC в аналитической статье приводит мнение бывшего пилота бомбардировщика Су-24: на условиях анонимности он рассказал, что в случае перехвата истребитель сначала устанавливает связь на аварийных частотах. Если не удается связаться по радио, он пытается наладить визуальный контакт, согласно международному законодательству. Источник BBC подчеркнул, что перехват и атака самолета занимает в таких случаях относительно много времени. Однако проблема в том, что у российских и турецких пилотов в районе Сирии связь по радио вообще не предусмотрена, отметил майор ВВС, летчик-испытатель Андрей Красноперов.

«Чтобы предупредить летчика по радио, что он зашел в чужое пространство, надо, во-первых, знать частоту, на которую у него настроена радиостанция. Я сомневаюсь, что они его на этой частоте предупреждали, потому что наши летчики, которые летают в Сирии, и турецкие летчики, которые летают в Турции, работают на разных частотах. Это специально сделано для того, чтобы не мешать друг другу. Единственное, мог предупредить только с земли диспетчер, который следит за границей между Сирией и Турцией. Допустим, да, они вычислили нашу частоту радиообмена, тогда должен быть радиообмен, позывной на русском языке, должны быть на русском команды, которые дают нашему летчику. В эти команды должно вклиниться это предупреждение, и тогда эти команды должны были слышать группа руководства и наши летчики», — сообщил Красноперов «Коммерсантъ FM».

Турецкие СМИ показали еще одну запись, предположительно с предупреждением российскому бомбардировщику. Запись почти идентична выложенной на сайте The Aviationist. Голос на ней также призывает летчиков изменить курс, поскольку они приближаются к воздушному пространству Турции. Официального подтверждения подлинности этой записи также пока нет.

Алла Пугачева

Вся лента