Автокредитование забуксовало

За семь месяцев 2015 года российские банки выдали кредитов на покупку машин на 42% меньше, чем в тот же период прошлого года. При этом объем выдачи автокредитов увеличивался лишь с апреля по июнь, после чего рынок опять просел. По словам участников рынка, увеличение спроса весной и летом объясняется запущенной в апреле госпрограммой по поддержке льготного автокредитования, но сейчас оно сошло на нет. Эксперты ожидают оживления на рынке не раньше весны следующего года.

Оживления на рынке автокредитования участники рынка ожидают весной следующего года

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

— сегмент рынка —

По данным Ассоциации европейского бизнеса, за октябрь продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России упали на 38,5%, до 129,9 тыс. машин. За январь-октябрь рынок упал на 33,6%, было продано 1,3 млн машин.

Рынок автомобилей в Самаре сокращается вместе с российским. По информации аналитического агентства «Автостат», по итогам восьми месяцев этого года, Самара заняла шестую строчку по объему рынка новых легковых автомобилей в ТОП‑10 городов России с населением свыше 250 тыс. жителей. На первом месте — Краснодар, далее — Москва и Ростов‑на-Дону. В Самаре за январь-август было продано 11900 автомобилей, тогда как за аналогичный период прошлого года — 20343. Таким образом, рынок в городе просел на 41,5%.

По данным Frank Research Group, в июле банки выдали займов на приобретение машины на 29,85 млрд рублей, что на 2,6% меньше, чем в июне. С апреля объемы автокредитования увеличивались. Так, в апреле-июне 2015 года банки выдали таких займов на 75,7 млрд рублей против 36,4 млрд рублей в январе-марте 2015 года. При этом в июне темпы выдачи автокредитов банками и вовсе практически приблизились к уровню прошлого года. В целом, по данным Frank Research Group, за семь месяцев 2015 года банки выдали на 42% меньше автокредитов, чем за тот же период прошлого года.

Общероссийскую тенденцию подтверждают показатели банков, работающих в Самарской области. «В первом полугодии 2015 года имела место положительная динамика выдачи автокредитов: в Поволжском филиале банка „Глобэкс“ рост количества и объема выданных займов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 100%. Но с сентября мы отмечаем заметное — порядка 30% — падение спроса на автокредиты, которое напрямую связано с уменьшением продаж», — говорит управляющий филиалом «Поволжский» банка «Глобэкс» (группа Внешэкономбанка) Владимир Аверин.

Сокращение продаж автомобилей и, как следствие, объемов выдачи кредитов на них, эксперты связывают, в первую очередь, в ситуацией в российской экономике в целом. «Негативные ожидания населения на рынке труда и общее снижение доходов неизбежно влечет за собой снижение спроса на потребительские кредиты всех видов, в том числе и на автомобили. Они не относятся к товарам первой необходимости, поэтому люди в сложной ситуации в первую очередь отказываются от приобретения машины. Как следствие, по сравнению с другими продуктами автокредитование просело в наибольшей степени», — объясняет Владимир Аверин.

Госпрограмма вывезла рынок

По словам участников рынка, на росте выдачи автокредитов в апреле-июне сказывалось влияние запущенной в апреле госпрограммы по поддержке льготного автокредитования, но сейчас оно сошло на нет.

В рамках программы государство субсидирует банкам две трети ключевой ставки ЦБ (сейчас — 11%). Максимальная ставка по кредитам ограничена сверху — не более 10 процентных пунктов к ключевой ставке (сейчас — не более 21%). Благодаря ей в 2015 году в России, по состоянию на середину сентября, по данным Минпромторга, было реализовано 147,5 тыс. машин, что составляет 65% от всех проданных в кредит автомобилей.

«Массовому сегменту авторынка, безусловно, госпрограмма субсидирования автокредитов помогла, но к настоящему времени в нашем регионе ее влияние, по-видимому, в основном исчерпано», — считает Владимир Аверин. Своего пика спрос на льготные автокредиты достиг в июле-августе этого года, добавляет председатель правления Первобанка Андрей Гончаров.

Один из самарских дилеров, пожелавший остаться неназванным, добавляет, что увеличение спроса на кредитные автомобили в период с апреля по июнь 2015 года было также обусловлено расширением модельного ряда автомобилей, попадающих под госпрограмму. «Но затем произошло удовлетворение спроса и начался спад», — поясняет участник рынка.

Ставки поехали вниз

Эксперты, опрошенные «Ъ‑Банк», добавляют, что в первом полугодии позитивную роль сыграл тот факт, что большинство банков снизили ставки (в среднем на пять и более пунктов) по собственным программам автокредитования.

«На протяжении 2015 года Первобанк неоднократно улучшал условия программ автокредитования. С октября, после очередного снижения ставок, по стандартным автокредитам ставки начинаются от 14% годовых, а по кредитам в рамках государственной программы — от 6,67% годовых», — рассказывает Андрей Гончаров. Ставки по программам автокредитования планомерно снижал и Локо-Банк. «Минимальная ставка по госпрограмме составляет от 7,9% годовых, по классической программе минимально — от 15,4% годовых», — приводит пример Андрей Ермаков. «В „Глобэксе“сегодня ставка по программе автокредитования на новый автомобиль составляет 18%, срок — до семи лет, первоначальный взнос — от 15%, не требуется страхование жизни, нет дополнительных затрат по кредиту. Продолжает действовать госпрограмма. В настоящее время ставка по ней составляет 10,67% годовых», — отмечает Владимир Аверин. При этом, по его словам, в первом полугодии банки не ужесточали требований к заемщикам. «Другое дело, портрет потенциального заемщика изменился не в лучшую сторону», — добавляет Андрей Ермаков.

В целом, по его словам, рост продаж во втором квартале 2015 года был обусловлен несколькими факторами. «Это старт программы с государственной поддержкой автокредитования, смягчение требований к заемщикам со стороны банков и снижение процентных ставок по программам автокредитования. Снижение продаж в июле связано с фактором насыщения рынка и снижения спроса на кредитные продукты. Произошло некоторое охлаждение рынка», — соглашается директор по развитию автокредитования Локо-Банка Андрей Ермаков.

Кредиты подождут до весны

Эксперты PwC ухудшили прогноз по российскому авторынку на 2015 год. Они ожидают сокращения продаж легковых машин на 45%, до 1,28 млн. Прежний прогноз PwC, опубликованный в феврале, был оптимистичнее: ожидалось, что реализация уменьшится на 35%, до 1,52 млн машин.

По словам Андрея Ермакова, рост объемов автокредитования будет напрямую зависеть от уровня продаж автомобилей. Дальнейшее развитие рынка также будет зависеть от ситуации на рынке труда, уровня инфляции, а также ситуации в экономике в целом.

«Мы смотрим на рынок автокредитования оптимистично. С улучшением макроэкономической ситуации в стране и восстановлением роста продаж автомобилей будет восстанавливаться спрос и на автокредиты. Мы ожидаем оживления на рынке автокредитов к весне будущего года», — прогнозирует Владимир Аверин.

Екатерина Вьюшкова

Вся лента