Глава Башкирии дал нового премьера
Рустэм Хамитов согласился на второй центр принятия решений
Глава Башкирии Рустэм Хамитов, отказавшийся в 2010 году от назначения премьер-министра из опасений появления в регионе второго центра принятия решений, вернулся к модели управления регионом, которую использовал его предшественник Муртаза Рахимов. Сегодня главой правительства республики был назначен Рустэм Марданов, в последние два года работавший первым вице-премьером. Причины пересмотра подходов к управлению господин Хамитов не объяснил. Эксперты считают, что глава Башкирии обзавелся премьером накануне предстоящих выборов, чтобы возложить на него ответственность за непопулярные решения и экономические неудачи.
Парламент Башкирии сегодня единогласно одобрил на должность премьера республики Рустэма Марданова, с 2013 года работавшего в должности первого вице-премьера. Представляя его кандидатуру депутатам Курултая, глава Башкирии Рустэм Хамитов рекомендовал его как человека опытного, знающего экономиста, финансиста и политика, способного решить стоящие перед правительством «довольно амбициозные задачи». Он выразил уверенность, что премьеру пригодится его опыт эффективной и системной работы в непростых экономических условиях, в частности в реализации республиканского антикризисного плана.
Для депутатов внесение кандидатуры премьера стало полной неожиданностью (изначально предполагалось лишь выступление господина Хамитова с посланием к парламенту). Тем не менее они поддержали решение единогласно. Господин Марданов назвал приоритетом в работе правительства работу для людей, в том числе по исполнению майских указов президента РФ и улучшению позиций Башкирии в федеральных рейтингах эффективности органов власти.
Напомним, что в 2010 году после назначения на пост главы республики господин Хамитов объявил, что берет управление регионом на себя, отказавшись от назначения премьера, чтобы создать в регионе «единый центр принятия решений». Правда, в 2011 году он все же поставил во главе правительства молодого политика Азамата Илимбетова. Эксперты связывали это с нежеланием Рустэма Хамитова брать на себя ответственность за спорные экономические решения: в 2012 году именно президиум правительства под руководством господина Илимбетова одобрил сделку по передаче АО «Сода» — крупнейшего производителя кальцинированной соды в РФ — в объединенную компанию, контроль в которой получила группа «Башхим». После этого премьер продержался в должности около года. Затем Рустэм Хамитов распустил правительство под предлогом отсутствия в его работе динамики и «некреативности». С тех пор премьера он не назначал, довольствуясь передачей полномочий по подписанию важных документов первым вице-премьерам: в 2013 году в Башкирии их было даже два — Рауф Нугуманов и Рустэм Марданов.
Причины, по которым глава Башкирии решил пересмотреть избранную модель управления, сегодня он не объяснил. Собеседники “Ъ” в правительстве говорят, что о возможности назначения господина Марданова говорили еще с весны. О нем в правительстве говорят как о человеке, пользующемся доверием господина Хамитова — во многом из-за того, что он не претендует на политическое влияние. В частности, в июне вице-премьеру была делегирована большая часть полномочий, касающихся экономической политики региона.
Бывший высокопоставленный сотрудник правительства Башкирии полагает, что Рустэм Хамитов не назначал бы премьера, «если бы мог этого не делать»: «Он человек по натуре недоверчивый, но, по всей видимости, возможности для маневра у него исчезли. Ситуация в экономике ухудшается, и нужно искать тех, кто возьмет на себя ответственность за последствия». Политолог Аббас Галлямов (работал заместителем главы администрации Рустэма Хамитова в 2010–2013 годах) связывает назначение с предстоящими федеральными выборами: «Любые экономические сложности на руку оппозиции, их будут разыгрывать на выборах те же коммунисты. Естественно, что главе республики в этой ситуации нужна страховка, оставить все как было, он не мог. Рустэму Марданову предстоит перенастроить работу правительства так, чтобы из собрания отраслевых лоббистов оно превратилось в единое целое, способное действовать не в разнобой».