«В Курдистане американских морпехов считают суперменами»
США отправили в Сирию группу военных инструкторов
По меньшей мере 50 американских военных прибыли в город Кобани на севере Сирии, сообщает ТАСС по ссылкой на ливанский телеканал «Аль-Маядин». По данным СМИ, цель группы — подготовка курдских формирований в борьбе с запрещенной в России террористической группировкой «Исламское государство». Сообщается, что американцы прибыли из Турции через пограничный пункт Бинар. Специальный корреспондент «Коммерсантъ FM» Юрий Мацарский ответил на вопросы ведущего радио новостей Петра Косенко.
— С одной стороны, американцы уже заявляли, что они планируют направить своих военных советников, с другой стороны, на фоне всех последних событий, в том числе и с катастрофой, со сбиванием российского Су-24 на границе Сирии и Турции, возникает ряд вопросов о том, каким образом проводятся спецоперации, в том числе и турецкие, и американские на этой территории?
— Насколько я понимаю, американские спецоперации проводятся очень ограниченно, то, что по крайней мере стало достоянием общественности — это была одна единственная история по поводу того, как американцы спасали из какой-то самодельной тюрьмы так называемого «Исламского государства» пленных. А турки проводят операции, насколько мне известно, не против «Исламского государства», а против Курдской рабочей партии. Мы сейчас, естественно, говорим об операциях наземных, потому что операция воздушная продолжается, я видел на турецкой военно-воздушной базе готовые к вылету и самолеты, и вертолеты уже с боезапасом, закрепленным на них, и готовые к вылетам экипажи.
На самом деле, какое-то число американских военных находится в Турции постоянно, потому что Турция — это страна-член НАТО. Кроме того, Турция — один из наиболее активных участников этой самой коалиции, которая воюет с «Исламским государством», поэтому какой-то сенсацией я бы не стал это называть. Другой вопрос, конечно, очень интересно, для чего прибыли американцы. Если они действительно прибыли, потому что, я не знаю, как в Турции, я еще не успел со многими пообщаться, но в Курдистане, особенно среди тех людей, которые с оружием в руках сейчас воюют против «Исламского государства», бытует некое представление об американских морских пехотинцах как суперменах, которые могли бы победить «Исламское государство» за считаные недели или дни, если бы захотели. Даже по-курдски слово «маринс» я слышал, есть у них уже в языке есть этот англицизм, которым обозначается морская пехота.
Говорилось о том, что при помощи американского спецназа за считаные дни, как они сами говорят, немножко, естественно, преувеличивая, удалось ликвидировать режим Саддама Хусейна. И если бы американцы хотели, то, наверное, они бы за считаные недели или месяцы смогли бы победить и «Исламское государство».
— Мы помним эту трагическую историю курдского города Кобани, который расположен буквально в сотнях метров от границы Сирии и Турции на сирийской стороне, когда в течение полугода турецкие войска, танки стояли у этой самой границы и молча наблюдали за тем, как курдское ополчение бьется за этот город с боевиками «Исламского государства». Тогда никаких действий эта страна НАТО, о которой ты рассказывал, Турцией называется, не предпринимала. Союзники по НАТО никаких действий не предпринимали, и было очень много протестов, в основном курдских общин в той же самой Европе, относительно бездействия властей этих стран, военных в том числе, они утверждали, что там идет геноцид курдского населения со стороны «Исламского государства». Сейчас мы видим, как в той же самом Кобани, которую освобождали не турки, а именно курды от «Исламского государства», сейчас спецназ США. Вопрос — зачем он там нужен теперь?
— По моим ощущениям, сейчас наступает тот самый переломный момент, когда нужно уже решаться, что дальше делать с «Исламским государством», потому что, я это видел собственными глазами, буквально 25 ноября ситуация зафиксировалась. Больше нет активного наступления курдского ополчения «Пешмерги», значит, закрепились отряды «Исламского государства» на тех участках, где их выбить никак нельзя.
А это, кстати, не чистое поле, это достаточно часто крупные города такие, как Мосул, это достаточно часто нефтеперерабатывающие предприятия и так далее. То есть действительно очень серьезная инфраструктура сейчас находится, в том числе и нефтепровод, в руках этого самого «Исламского государства». И выбить его не представляется возможным, потому что они окопались, укрепились, наладили себе поставки всего, чего только можно, включая продовольствие и вооружение. И наладили сбыт нефти, сбыт нефтепродуктов.
— В Москве утверждают, что это происходит как раз с подачи Турции во многом.
— Собственно, Турция — главный игрок НАТО в регионе.
— Я имею в виду, с подачи Турции «Исламское государство» получает возможность, в том числе и заниматься торговлей нефтью и обустраивать свой быт.
— Ну, об этом мы можем только догадываться.
— В связи с тем, что очень спорный момент с зонами контроля, разграничения на границе Сирии и Турции, не может возникнуть, у тебя, по крайней мере, не возникает опасений, что эти самые наземные силы, американские морпехи, пусть и виде военных советников, могут попасть под удар российских военно-космических сил?
— Это вполне возможно, потому что линия как раз на севере страны, на севере Сирии очень ломаная с Турцией, далеко не всегда понятно, где заканчивается одна страна, где начинается другая, когда ты передвигаешься пешком, в этой лесисто-гористой местности, и нужно очень хорошо понимать, где кто находится, чтобы не попасть под чужой или даже под свой огонь. Я надеюсь, что все обойдется, надеюсь, что все будет хорошо, потому что, как ни крути, речь идет о жизнях людей.