«Это просто инструмент привлечения внимания»
В России стартует «черная пятница»
В распродаже примут участие более 300 интернет-магазинов. Акция стартует 26 ноября в 7 часов вечера и продлится три дня. По словам организаторов, скидки на товары будут достигать 90%. Подробности — у Альбины Хазеевой.
Так называемую «черную пятницу» придумали американцы. Она наступает после Дня благодарения и открывает рождественский сезон распродаж. Именно в Black Friday журналисты снимают, как покупатели врываются в магазины, сметают товары с полок и дерутся перед кассой за телевизор. В России акция проводится третий год подряд. Правда, в отличие от западного прообраза, в «сейле» участвуют только онлайн-площадки. Реальные скидки, по наблюдениям клиентов, тоже сложно сравнить с «красными ценниками» в США. Как правило, с большим дисконтом продаются либо залежавшиеся, либо самые дешевые позиции. Иногда ритейлеры делят цены пополам и на ходовую продукцию, но это, скорее, исключение из правила. Скидка 50% и выше — повод присмотреться к товару и условиям сделки повнимательнее, отметил главный редактор проекта Hi-Tech Mail.Ru Антон Спиридонов.
«Для самых ходовых товаров, для смартфонов, для крупной бытовой техники таких скидок быть просто не может. Это просто инструмент привлечения внимания, либо же товар действительно старый, либо, если это не крупный ритейлер, он может быть не гарантийным, с какими-то проблемами. Стоит обязательно смотреть варианты доставки товара, возможность самовывоза», — отметил Спиридонов.
Для некоторых покупателей «черная пятница» уже стала синонимом обмана. Самый грубый прием — повышение цен незадолго до начала акции. В этом году организаторы запретили магазинам-партнерам изменять стоимость товаров, которые участвуют в «сейле», в течение четырех недель до распродажи. Однако на сайте указывается, что гарантировать полное отсутствие фальшивых скидок команда не может. Самые выгодные предложения ритейлеры обычно выставляют в очень ограниченном количестве. При этом магазин часто продолжает принимать заказы, даже когда уже точно знает, что товара нет в наличии. В прошлом году в эту ловушку попал клиент крупной торговой сети Николай, который решил купить телевизор со скидкой в 15 тыс. руб.
«Я заказал телевизор, мне пришло подтверждение, что мой заказ принят, по телефону перезванивали. В итоге какое-то время я ждал. SMS с информацией, из какого магазина я могу его забрать, так и не пришла. Я позвонил в компанию, и мне сказали, что мой заказ аннулирован, поскольку этих телевизоров по акции больше нет. Они у них закончились, но в тот момент, когда я заказывал и когда мне перезвонили и сказали, что в ближайшее время вы можете забрать, эти телевизоры по этой цене оставались в продаже на сайте», — рассказал Николай.
Компания MediaMarkt в этом году решила привлечь интернет-пользователей для определения цены на некоторые товары. Владельцы аккаунтов в соцсетях могли увеличить дисконт при помощи лайков и постов. Так, iPhone 5s «подешевел» почти на 5 тыс. руб., а камера GoPro — на 4 тыс. Рекордной стала скидка на телефон Oysters. Цена снизилась с почти 3 тыс. до 99 руб. Однако в последний момент условия акции изменились, сообщил редактор направления IT и инноваций портала «Банкир.ру» Сергей Вильянов.
«Мы тут же сделали заказ на три штуки, потому что детей много и всем нужны недорогие смартфоны. Они в первый раз позвонили и подтвердили заказ, зачем-то второй раз позвонили и подтвердили заказ, а потом позвонили еще раз и отменили заказ вообще. Оказывается, они уже после того, как этих заказов напринимали, приняли решение не продавать их онлайн, а продавать только в магазинах по одному экземпляру на один паспорт», — сообщил Вильянов.
Для магазинов «черная пятница» — это, во-первых, способ освободить склады перед новым годом, а, во-вторых, возможность еще раз прорекламировать свой бренд и приобрести новых покупателей. По данным компании KupiVip, в прошлом году трафик во время распродажи вырос на 60%, а конверсия, то есть соотношение тех, кто в итоге сделал покупку, ко всем посетителям сайта, увеличилась на 20%.