Международный аварийный комитет
За МАК в России закрепят лишь авиакатастрофы
Правительство РФ резко сократит объем полномочий Межгосударственного авиационного комитета (МАК) СНГ: ключевые функции по сертификации самолетов, двигателей и аэродромов в России уйдут Минтрансу, Минпромторгу и Росавиации. За комитетом сохранят лишь полномочия по расследованию авиационных аварий. Объем полномочий МАК часто приводил к конфликтам с российскими регуляторами, прежде всего с Росавиацией, а поводом для лишения комитета большей части функций на рынке считают его скандальное решение приостановить действие сертификата типа для Boeing 737.
Ряд функций МАК по сертификации конструкций самолетов, двигателей, аэродромов передаются Минтрансу, Минпромторгу и Росавиации, сообщил Дмитрий Медведев, проект постановления должно рассмотреть правительство. В дальнейшем правительство может рассмотреть передачу и других функций от МАК, если это потребуется и будет "целесообразно".
МАК — надгосударственный орган, отвечает за безопасность полетов в СНГ. Учрежден в 1991 году по межправительственному соглашению, его участниками являются 11 республик бывшего СССР (кроме Прибалтики и Грузии). Основные функции комитета — выдача сертификатов типа самолетов, аэропортов, выработка рекомендаций и предписаний, расследование авиапроисшествий. Функции по сертификации авиакомпаний в начале 2000-х годов перешли к Росавиации. МАК с 1991 года возглавляет Татьяна Анодина, финансирование идет за счет взносов стран (пропорционально объему перевозок, взнос РФ в 2015 году — 253,9 млн руб.) и отчислений от сборов за аэронавигационное обслуживание и сертификацию.
Вчера министр транспорта Максим Соколов заявил ТАСС, что "протокольное решение еще не подписано". В Росавиации отказались от комментариев, в Минпромторге на запрос "Ъ" не ответили. Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, говорит, что по проекту постановления функции выдачи сертификатов типа на воздушное судно и аэродромы могут разделить Минтранс и Росавиация, Минпромторг будет курировать сертификацию двигателей, воздушных винтов. Он добавил, что МАК будет по-прежнему проводить расследования аварий: по мнению ряда ведомств, надгосударственный статус комитета "помогает оказывать влияние на партнеров в СНГ".
По данным "Ъ", лишение МАК части функций обсуждали в отрасли несколько лет, но кулуарно. Основные споры вызывала "многофункциональность комитета" — выдача сертификата типа для самолета и проведение расследований. Источник "Ъ" в отрасли говорит, что "такая двойственность ставила под сомнение объективность МАК", были вопросы и к "аффилированности": госпожа Анодина — мать крупнейшего акционера "Трансаэро" Александра Плешакова и ранее владела 3% акций компании.
Между МАК и Росавиацией не раз возникали конфликты. Этой осенью ситуация обострилась: МАК приостановил действие сертификатов типа на Boeing 737 по итогам расследования авиакатастрофы в Казани в 2013 году, что вызвало скандал, так как это один из самых распространенных самолетов в РФ (см. "Ъ" от 6 ноября). По словам собеседников "Ъ", сразу после скандала с Boeing 737 в профильных ведомствах прошло совещание, и предложение по изъятию полномочий МАК было отправлено в правительство.
Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов отмечает, что российская система сертификации приводится в соответствие с мировой практикой, согласно которой эти функции должны выполнять национальные органы, но процесс создания новой системы расследований катастрофы отнюдь не быстрый. В отсутствие подобного органа в России сохранить на данном этапе эти функции за МАК выглядит логичным, считает эксперт.