Международный аварийный комитет

За МАК в России закрепят лишь авиакатастрофы

Правительство РФ резко сократит объем полномочий Межгосударственного авиационного комитета (МАК) СНГ: ключевые функции по сертификации самолетов, двигателей и аэродромов в России уйдут Минтрансу, Минпромторгу и Росавиации. За комитетом сохранят лишь полномочия по расследованию авиационных аварий. Объем полномочий МАК часто приводил к конфликтам с российскими регуляторами, прежде всего с Росавиацией, а поводом для лишения комитета большей части функций на рынке считают его скандальное решение приостановить действие сертификата типа для Boeing 737.

Фото: Александр Щербак, Коммерсантъ

Ряд функций МАК по сертификации конструкций самолетов, двигателей, аэродромов передаются Минтрансу, Минпромторгу и Росавиации, сообщил Дмитрий Медведев, проект постановления должно рассмотреть правительство. В дальнейшем правительство может рассмотреть передачу и других функций от МАК, если это потребуется и будет "целесообразно".

МАК — надгосударственный орган, отвечает за безопасность полетов в СНГ. Учрежден в 1991 году по межправительственному соглашению, его участниками являются 11 республик бывшего СССР (кроме Прибалтики и Грузии). Основные функции комитета — выдача сертификатов типа самолетов, аэропортов, выработка рекомендаций и предписаний, расследование авиапроисшествий. Функции по сертификации авиакомпаний в начале 2000-х годов перешли к Росавиации. МАК с 1991 года возглавляет Татьяна Анодина, финансирование идет за счет взносов стран (пропорционально объему перевозок, взнос РФ в 2015 году — 253,9 млн руб.) и отчислений от сборов за аэронавигационное обслуживание и сертификацию.

Вчера министр транспорта Максим Соколов заявил ТАСС, что "протокольное решение еще не подписано". В Росавиации отказались от комментариев, в Минпромторге на запрос "Ъ" не ответили. Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, говорит, что по проекту постановления функции выдачи сертификатов типа на воздушное судно и аэродромы могут разделить Минтранс и Росавиация, Минпромторг будет курировать сертификацию двигателей, воздушных винтов. Он добавил, что МАК будет по-прежнему проводить расследования аварий: по мнению ряда ведомств, надгосударственный статус комитета "помогает оказывать влияние на партнеров в СНГ".

По данным "Ъ", лишение МАК части функций обсуждали в отрасли несколько лет, но кулуарно. Основные споры вызывала "многофункциональность комитета" — выдача сертификата типа для самолета и проведение расследований. Источник "Ъ" в отрасли говорит, что "такая двойственность ставила под сомнение объективность МАК", были вопросы и к "аффилированности": госпожа Анодина — мать крупнейшего акционера "Трансаэро" Александра Плешакова и ранее владела 3% акций компании.

Между МАК и Росавиацией не раз возникали конфликты. Этой осенью ситуация обострилась: МАК приостановил действие сертификатов типа на Boeing 737 по итогам расследования авиакатастрофы в Казани в 2013 году, что вызвало скандал, так как это один из самых распространенных самолетов в РФ (см. "Ъ" от 6 ноября). По словам собеседников "Ъ", сразу после скандала с Boeing 737 в профильных ведомствах прошло совещание, и предложение по изъятию полномочий МАК было отправлено в правительство.

Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов отмечает, что российская система сертификации приводится в соответствие с мировой практикой, согласно которой эти функции должны выполнять национальные органы, но процесс создания новой системы расследований катастрофы отнюдь не быстрый. В отсутствие подобного органа в России сохранить на данном этапе эти функции за МАК выглядит логичным, считает эксперт.

Елизавета Кузнецова

Вся лента