Второй год жесткой экономии
Депутаты одобрили проект бюджета 2016 года, заморозивший индексацию ряда социальных выплат
Вчера депутаты законодательного собрания Нижегородской области приняли в первом чтении бюджет региона на 2016 год. Против голосовала фракция КПРФ, недовольная отменой ряда социальных выплат при сохранении бюджетных льгот спонсорам спортклубов. Вчера же депутатами был поднят вопрос финансовой помощи Нижнему Новгороду как основному донору региона, но представители областного правительства сообщили, что Бюджетный кодекс не предусматривает такой исключительной финансовой поддержки, а губернатор ждет появления в областном центре стабильной администрации, с которой можно будет «координировать работу».
Проект бюджета Нижегородской области на 2016 год нельзя назвать бюджетом развития, он был сверстан практически на уровне первоначального бюджета текущего года, практические не отличаясь от него по росту доходов. По плану доходы составят 114,9 млрд руб., расходы — 124,6 млрд руб., дефицит — 9,7 млрд руб.
Традиционно против предложенного проекта выступала фракция КПРФ, депутаты которой активно возражали против отмены индексации социальных выплат детям-сиротам, многодетным семьям, ликвидаторам аварии на заводе «Красное Сормово» и другим категориям льготников. Не повышая им пособия на размер инфляции, региональные власти экономят 876 млн руб. Эта экономия сопоставима с суммой налоговых льгот спонсорам профессиональных нижегородских клубов. Лидер фракции КПРФ Владислав Егоров говорил, что большая часть спонсорских денег пойдет на футбольный клуб «Волга», который вылетел из первого дивизиона и получает иски на банкротство от футбольных агентов. Однако идею коммунистов урезать опосредованное бюджетное финансирование клубов ради индексации социальных выплат депутаты не поддержали. Глава бюджетного комитета Александр Шаронов отметил, что расходы на профессиональный спорт и так сокращены на 140 млн руб. Владислав Егоров апеллировал к отрицательному заключению прокуратуры. Надзорный орган также не рекомендовал принимать бюджет в предложенном виде: прокуроры считают, что отмена индексации пособий ухудшит положение льготников и повысит социальную напряженность в обществе. «Я с мнением прокуратуры (об инфляции, съедающей неиндексируемые выплаты — „Ъ“.) согласен, но есть ли у нас другие варианты поведения? Наши возможности не выросли», — парировал Александр Шаронов.
При обсуждении проекта депутат Сергей Зуденков поинтересовался, есть ли в бюджете какая-либо реальная помощь, «кроме дружеских советов» для Нижнего Новгорода с его разбалансированными финансами. Вице-губернатор Владимир Иванов ответил, что помогать правительство может только в рамках Бюджетного кодекса и закона о межбюджетных отношениях, которые не позволяют исключительного финансирования какого-то одного муниципалитета. Он добавил, что областной бюджет взял на себя практически всю финансовую нагрузку по строительству метро, оставив городу только 5% затрат, забрал у города проект реконструкции Молодежного проспекта ценой более 4 млрд руб. и другие проекты. Губернатор Валерий Шанцев добавил, что Нижний Новгород сам не выполнил собственные планы по доходам: «Сейчас там наладится работа администрации, будем помогать, поддерживать и вместе координировать работу». Депутат Зуденков добавил, речь не столько о проблемах с исполнительной властью: у Нижнего недофинансирование пассажирских перевозок, поставок электроэнергии и прочие срочные проблемы, которые, возможно, придется решать экстренно. «Если помогать, то только всем и по одинаковым правилам. Индивидуально эти вещи рассматриваться не могут, бюджетный процесс так построен», — ответил Владимир Иванов, рассказав историю, как одного губернатора едва не подвели под статью за то, что он «вне общих правил» закупил машины «Скорой помощи» для одного района. Судя по всему, ответ парламентария не удовлетворил: он сообщил журналистам, что Нижний Новгород, дающий в общий бюджет порядка 60% доходов, требует особого внимания в нынешней кризисной для муниципального бюджета ситуации. Пока для решения бюджетных проблем областного центра создана рабочая группа, куда входит и глава города Иван Карнилин.
Продолжая дискуссию, со ссылкой на отчет контрольно-счетной палаты Владислав Егоров отметил 550 тыс. руб. долгов по аренде за земельные участки и задолженность в 1,7 млрд руб. инвесторов, реализующих коммерческие проекты. Вице-губернатор Иванов ответил, что по взысканию долгов идет большая работа, и в случае банкротств бюджет ждет поступлений от продажи имущества банкрота либо списывает безнадежные долги ликвидирующихся предприятий.
Председатель бюджетного комитета Александр Шаронов призвал депутатов изучить прогноз социально-экономического развития региона до 2018 года. «По физическим объемам работ мы почти не упали. Промышленность практически не снизила темпов, следующие три года она будет медленно, на уровне погрешности, расти, сельское хозяйство чуть получше, по 3–4% будет прибавлять. То есть работать мы будем не меньше, но наши финансовые показатели стали хуже. Инвестиции в основной капитал в текущем году упали на четверть, и подниматься мы будем по 1–2% в год с этого упавшего уровня. Потребительский спрос населения упал на 11–12% . Объективно мы все, и страна, и большинство населения, стали беднее. Это надо понимать и помнить при подготовке ко второму чтению», — напутствовал он. Во втором чтении депутаты будут постатейно и подробно разбирать доходы и расходы бюджета, предлагать свои корректировки. Бюджет в первом чтении был принят большинством голосов, против голосовала только фракция коммунистов. Председатель заксобрания Евгений Лебедев назвал законопроект бюджетом «жесткой экономии». «По отдельным направлениям она составит от 5 до 12%. При этом цифры, которые отражены в проекте главного финансового документа, внушают осторожный оптимизм», — отметил спикер.