Импортозамещение без права уточнения
Бюрократические принципы побеждают проектный подход в закупках госкомпаний
Попытки правительства урегулировать вопрос отнесения к машиностроительной продукции зарубежных товаров, закупать которые может быть запрещено компаниям, получающим господдержку, привели к тупиковой ситуации. Крупнейшие госкорпорации не хотят согласовывать с властями свои закупки до утверждения проектов — а Минпромторг пытается помешать им "затачивать проекты под конкретных поставщиков".
Минэкономики подготовило проект постановления Белого дома о критериях отнесения товара к продукции машиностроения. По ним госзаказчики, госкомпании и другие структуры, получающие господдержку, c 10 января 2016 года должны будут включать такую продукцию в контролируемый правительством перечень закупок и согласовывать ее приобретение с комиссией по импортозамещению.
Комиссия управляет закупками машиностроительной продукции госсектором и компаниями, так или иначе получающими госсредства в рамках крупных инвестпроектов дороже 10 млрд руб. Таких инвестпроектов около 200, в их реализации может быть задействовано около 4,5 тыс. крупных компаний, включая госкорпорациии и госкомпании с долей РФ более 50% ("Газпром", "Роснефть", "Транснефть", РЖД и т. д.) или участвующие в проектах на средства ВЭБа или под госгарантии. До 10 января комиссия должна установить особый порядок закупок, призванных обойти санкционные ограничения на экспорт в РФ оборудования. Также с комиссией согласовываются импортные закупки (и она вправе их разрешить или запретить) и цены.
Как выяснил "Ъ", обсуждение критериев фактически привело разработчиков в тупик, из которого правительству предстоит выйти после общественного обсуждения проекта. По данным "Ъ", "Роснефть" и Минпромторг не смогли договориться о "точке входа" при подготовке перечня: госкомпания убеждала чиновников, что определить список включаемых в перечень товаров можно только после утверждения проекта. Минпромторг, по словам источников "Ъ", возражает: проекты уже будут "заточены под конкретного поставщика".
Другая проблема касается цены товара, которая по правилам должна следовать из проекта после прохождения госэкспертизы. Минэкономики предлагало решить ее в два этапа, сначала потребовав декларации потенциального перечня товаров, а затем уточнив в нем цены на позиции, требующие согласования с комиссией по импортозамещению. В целом в ведомстве согласились с мнением "Роснефти" о том, что жесткая норма остановит реализацию инвестпроектов, в каждом из которых может оказаться тысяча подлежащих проверке позиций, для чего нет ни бюрократических, ни технических возможностей. "Надо отлавливать, исходя из проекта и перечня, те виды товаров, которые с аналогичным соотношением цены и качества могут изготавливать отечественные производители, и представлять их на рассмотрение комиссии",— полагает источник "Ъ" в ведомстве. Еще одну проблему, по данным "Ъ", отметил глава "Росатома" Сергей Кириенко — на совещании в правительстве он заявил, что если Белый дом хочет согласовывать техзадание на строительство атомной станции, то он должен разделить и ответственность за ее безопасность.
В правительстве, отмечает источник "Ъ", эти аргументы поддержали, но президент принял иное решение, которое и реализовано в итоге в законопроекте Минэкономики. Перечень согласований закупок в последней версии включает в себя около 100 позиций номенклатуры в широком описании (как "транспортные средства" или "техника для уборки урожая"). Как пояснил "Ъ" источник в Белом доме, перечень формировал Минпромторг, а Минэкономики разработало процедуру и алгоритм действий игроков и комиссии. В первую очередь внимание комиссии затронут "критически важные виды продукции, в отношении которой установлена минимально возможная пороговая цена в 1 тыс. руб.", поясняет Минэкономики,— по сути, это импорт, от которого госкомпаниям можно рекомендовать отказаться уже сейчас. Для остальных видов предлагается выделить три ценовых порога: более 100 тыс. руб., более 500 тыс. руб. и более 1 млн руб. Это позволит правительству сосредоточиться на контроле за теми товарами, которые "представляют существенную значимость" для комиссии по импортозамещению, не затрагивая низкотехнологичные и бытовые, говорится в пояснениях Минэкономики. Вероятно, из-за разногласий ведомств в проекте перечня подробно детализированы закупки обрабатывающих отраслей, телекоммуникационного оборудования, сетевого, железнодорожного и сельского хозяйства — и практически нет относящихся к нефте- и газодобыче. Курирующие вопрос замглавы Минпромторга Глеб Никитин и Минэкономики Евгений Елин вчера отказались ответить на вопросы "Ъ".