«Открытие Ельцин-центра — это историческое событие»
В Екатеринбурге начал работу президентский центр Бориса Ельцина. В церемонии открытия приняли участие президент Владимир Путин, премьер-министр Дмитрий Медведев, а также многие политики, которые получили известность в 90-е. О политическом значении первого в России президентского Центра рассуждает журналист Виктор Лошак.
Это странное ощущение, когда твоя собственная жизнь оказывается уже вполне историей. Это ощущение, я думаю, было у многих, кто прилетел в среду днем на открытие Центра Ельцина. Это, конечно, была его жизнь с ее подробностями (письмами матери из института, старым волейбольным мячом со шнуровкой, трудовой книжкой с записью должности – «президент России»), но главное было нашим, общим – Конституция с ее свободами и ответственностью, Белый дом 91-го и даже его прощальная новогодняя речь — может быть, самое сильное из всего, что он сказал народу. Попросив в ней прощения за ошибки, Ельцин только подчеркнул, что уходит из Кремля непобежденным. Позже он скажет: «Наверное, я чувствую себя бегуном, который пробежал марафон, 40000 километров… Я отдал все силы, всю душу своему президентскому марафону. Я честно выложился на дистанции».В музее много Ельцина и совсем немного комментариев и разьяснений. К последней речи — буквально несколько фраз, последняя: «Всему политическому классу России Борис Николаевич хотел показать пример: не нужно цепляться за власть, пытаясь остаться в ней навечно».
Центр Ельцина — это о проделанном за почти десятилетие пути. Какую колоссальную мертвенную глыбу сдвинули с дороги развития и свободы Борис Николаевич и его соратники! И тем не менее даже эта экспозиция не дает ответа, возможен ли путь назад? Обязательно ли Россия должна удариться о показанные здесь же пустые прилавки с морской капустой и березовым соком конца 80-х, о «макашовщину» 93-го, чтобы путь ее стал более созидательным ,свободным, а главное, адресованным к благосостоянию и достоинству человека, к будущему, а не к прошлому?
Ты выходишь из музея, будто поговорив с умным, сильным, свободным человеком. В том, что музей получился именно таким, огромная заслуга семьи Ельциных. Когда на импровизированную сцену в момент открытия вышли наследники Бориса Николаевича по должности Владимир Путин и Дмитрий Медведев вместе с Наиной Иосифовной Ельциной, я подумал, что есть в России человек, который на каком-то негосударственном, неполитическом, очень личном уровне консолидирует страну не меньше президентов — Наина Иосифовна Ельцина. Ее имени аплодировали, когда она упомянулась в речи Путина, не раз аплодисментами прерывались и ее собственные взволнованные слова. Надо понимать, весь музей для нее – это, собственно, жизнь: фото со студенческой вечеринки, они с Борисом с маленькими Леной и Таней, мебель из их московской квартиры…
Центр открылся. И для семьи Ельциных, и для нас всех – это историческое событие. От того, как наполнится жизнью музей, зависит, как быстро и с какой силой долетит до страны сигнал из Екатеринбурга. Сигнал о ценности личности и личной свободы, который когда-то послал нам первый президент.