Урок турецкого
Анкара не собирается извиняться за сбитый российский самолет СУ-24. Об этом заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в интервью CNN. Хотя совсем недавно Турция была для России дружественной стороной, крушение бомбардировщика внесло резкие коррективы в отношения между странами, напоминает независимый аналитик Александр Клюкин.
Несколько недель назад, когда в Москве открывали Соборную мечеть на Олимпийском проспекте, Эрдоган был едва ли не самым почетным гостем торжественной церемонии. Несколько дней назад, когда в Турции проходил саммит G-20, Эрдоган был радушным хозяином форума, на котором президент России был одним из главных действующих лиц.
Кто нам теперь Эрдоган? Человек, который напомнил нам нашу же истину: лучшие союзники России – армия и флот. Мы не будем теперь начинать Третью мировую войну. Мы не отозвали из Турции посла — даже для консультаций. Может быть, потому, что нам все ясно без консультаций.
Но впрочем, нет. Мы все доказываем себе и остальному миру, что наш самолет не залетал в турецкое воздушное пространство. Но если даже пересек границу на несколько секунд — разве это повод его сбивать? А ведь нашлись и у нас комментаторы типа «если пересек — турки были в своем праве». В каком? Может быть, мы забыли, где и как был сбит в 1983 году южнокорейский самолет, но мир дружно подхватил про «империю зла»? А если самолет русский, то, оказывается, можно. США вновь в центре процесса. Керри переговаривается то с Анкарой, то с Москвой, уговаривает «не допустить эскалации». Но турки уже поняли, что их использовали — и не будут всерьез прикрывать. Турки поняли, что их оставили один на один с Россией. Примерно как Грузию в 2008-м.
И так хорохорившиеся в первые часы после своего предательского воздушного удара, турки начали уже «включать заднюю». Сначала — «не будем нагнетать». Потом — не знали, чей это был самолет. Потом новый министр иностранных дел принес соболезнования.
Поздно. Ракета выпущена. Турция очень скоро поймет, как складывается жизнь, когда северный сосед перестает относиться к ней как к дружественной стране.
Это не угрозы и даже не прогнозы, ведь и у нас другого выхода нет. Слабых бьют, и если Россия не ответит на удар, то последуют новые. Не обязательно в Турции. Пока что ответить призывают российское общество. Не покупать турецкие помидоры. Не давать заказов турецким строителям. Не ездить в Турцию в отпуск. Это действительно дело общества, дело каждого из нас. Хотя, в общем, понятно, что не турецкие владельцы отелей и не поставщики турецких кур стреляли по нашему самолету. Но если государство, офицера которого подло убили при исполнении им воинского долга, промолчит и ничего не сделает, все эти общественные контрмеры не будут стоить одной старой турецкой лиры.
И государство должно ответить – адекватно и жестко. И уже потом можно будет «не нагнетать», «не допускать эскалации» и т.д. и т.п. Уверен, ответ будет адекватный и жесткий, не зря же в Сирию повезли современный комплекс ПВО. И в Анкаре понимают это не хуже нашего, если верить сообщениям, что ни один турецкий военный самолет 25 ноября не сделал ни одного вылета в районе сирийской и греческой границ. Отлетались.