«Правительство стимулирует спрос на внутренний отдых»
РЖД будет платить НДС по льготному тарифу
РЖД разрешили сэкономить на налогах. Кабмин согласился вдвое снизить НДС на дальние пассажирские перевозки. Решение было принято по итогам консультаций с Министерством транспорта. Ранее транспортная монополия выступила с этой инициативой для увеличения количества подвижного состава.
Установить льготную ставку НДС для дальних железнодорожных пассажирских перевозок предложил лично президент РЖД Олег Белозеров. Эту инициативу поддержала и «дочка» монополии Федеральная пассажирская компания. По мнению Белозерова, сниженная налоговая ставка создаст равные условия для железнодорожных перевозок и авиаперелетов. Также 10-процентный НДС позволит РЖД направить около 10 млрд руб. на закупку 186 вагонов, из них 74 — двухэтажные. Заместитель министра транспорта Алексей Цыденов уверен, что ослабление налоговой нагрузки поможет перевозчику закрыть дефицит и улучшит ситуацию в компании.
Снижение НДС на дальние железнодорожные перевозки действительно поможет РЖД активнее конкурировать с автомобильным и авиационным транспортом, отметил председатель Союза пассажиров Кирилл Янков. Следующим шагом может стать аналогичное снижение налоговой ставки и для пригородных поездов, добавил эксперт.
«Это решение, во-первых, позволит ограничить размер субсидий, которые сейчас выделяются только на регулируемый сегмент перевозок, а именно — плацкартные и общие вагоны, а, во-вторых, это позволит железной дороге в других сегментах быть более конкурентоспособной. Продолжение железнодорожного пути довольно дорого стоит. Поэтому это, конечно, правильное, логичное решение, только надо было уравнять НДС на поезда дальнего следования и на пригородные перевозки — это очень перекрывающиеся сегменты на ряде направлений», — предлагает Янков.
После снижения НДС цены на билеты на поезда дальнего следования вряд ли изменятся, подчеркнул директор Института социальной политики и социально-экономических программ ВШЭ Сергей Смирнов. Хотя на самом деле решение правительства направлено именно на стимулирование внутреннего туризма, уверен эксперт.
«Мы, потребители, естественно, не получим подешевевшие железнодорожные билеты. В основе этого решения лежит очень важный сюжет: учитывая грядущую неизбежную реструктуризацию туристского потока и неизбежное сокращение числа выездных туристов в связи с прикрытием двух популярнейших направлений, этим решением правительство просто стимулирует спрос на внутренние железнодорожные перевозки, на внутренний отдых», — отметил Смирнов в эфире «Коммерсантъ FM».
С какого момента будет снижен НДС на дальние железнодорожные перевозки, не уточняется.