Организация детского отдыха для детей с ограниченными возможностями

Успешный опыт инклюзивных смен «Мосгортура»

Совместный отдых обычных и особенных детей принято называть инклюзивным. (Инклюзия — от inclusion — включение).

Актуальность проблемы инклюзивного отдыха связана, прежде всего, с тем, что число нуждающихся детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Российской Федерации неуклонно растет и на данный момент составляет около 2% от общего количества детей в стране.

Долгие годы существовало четкое деление детей на «обычных» и «инвалидов», которые практически не могли реализовать свои возможности в отдыхе, учебе наравне со здоровыми детьми.

Конечно, дети с инвалидностью или дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на путевку за государственный счет. Дети смогут отдохнуть на базе отдыха вместе со своими родителями. Это замечательно, но такой отдых не может обеспечить им интеграцию и не способствует развитию самостоятельности, приобретению опыта жизни в коллективе.

В России пока практически не существует по-настоящему полных инклюзивных смен, где дети с особенностями могли бы отдыхать совместно с обычными детьми.

Это лето, впервые ознаменовалось несколькими скандалами, о которых много сообщалось в СМИ и блогах. Детей из трех интернатов для умственно отсталых не пустили на смену в двух детских лагерях — эти сообщения взорвали социальные сети. В Архангельске разгорелся скандал из-за закрытия центра помощи инвалидам и, конечно, все помнят скандал, разразившийся в Нижнем Новгороде с сестрой Натальи Водяновой.

И вообще этот год стал знаковым для развития темы отдыха детей-инвалидом. Кроме этого, летом 2015 года в законодательство были внесены изменения: дети с особенностями здоровья получили возможность отдыхать в обычных детских лагерях. Но отрасль оказалась не готова к таким резким переменам, многие лагеря и базы не имели условий для отдыха особенных детей и не знали, как с ними работать. Некоторые компании все же рискнули.

«Мосгортур» пошел на эксперимент одним из первых, организовав с марта по сентябрь 2015 года 5 инклюзивных смен, в которых наравне с обычными детьми отдыхали дети с ментальными и опорно-двигательными нарушениями. Мосгортур — одна из немногих компаний, подошедших к вопросу системно. Была разработана методика, согласно которой осуществлялась подготовка детей и родителей к отдыху в новых условиях, внесены корректировки в программное наполнение смен, педагогического персонал проходил специальное обучение, по итогам каждой смены собиралась обратная связь и проводился анализ результатов опыта.

Тематические программы смен были специально адаптированы таким образом, чтобы вовлекать в процесс и обычных, и особенных детей — все образовательные и творческие занятия были ориентированы на сбалансированное сочетание отдыха, активности и развития. Работали с особенными детьми специально подготовленные вожатые, а также специалисты по инклюзивному отдыху: психологи, дефектологи и коррекционные педагоги.

Главной целью смены специалисты «Мосгортура» ставили социальную интеграцию особенных детей в среду обычных сверстников, важно было создать условия для успешной адаптации детей, выработать у них навыки самостоятельности в быту. Важно, что для многих детей эти смены стали первым опытом жизни вне дома, без сопровождения родителей и родственников.

При внедрении этого проекта, кроме педагогических задач, необходимо было решить организационные — подготовить детей и их родителей к смене, проинструктировать педагогический состав и персонал лагеря для работы с особенными детьми, позаботиться о полном оснащении инфраструктуры лагеря, разработать тематическую программу, а перед этим провести предварительное анкетирование детей с ОВЗ и детей-инвалидов для получения необходимой информации. Стоит отметить, что подготовка родителей к отправке особенных детей в лагерь тоже стала отдельной задачей. Ведь такие родители привыкли сопровождать каждый шаг ребенка, следить за ним каждую минуту. Чтобы снять эту тревогу, мам и пап вывозили на экскурсию в лагерь, они знакомились с вожатыми, с персоналом, осматривали комнаты, где живут дети. Для того, чтобы они в любой момент могли получить информацию о ребенке, был выделен отдельный куратор, находящийся на связи 24 часа в сутки.

Главный вывод, который можно сделать после окончания сезона, — особенные дети не высказывали желания отправиться домой до окончания срока заезда, они комфортно чувствовали себя в рамках режима детского лагеря, нормально общались с другими детьми, участвовали в 90% лагерных мероприятий и хотели приехать на следующую смену.

Подводя итоги полных инклюзивных смен, можно сделать акцент на следующем: многие родители изменили свое отношение к лагерю, они увидели, что дети с ОВЗ могут отдыхать наравне с обычными детьми, но все-таки еще предстоит большая работа по информированию детей и родителей о том, как общаться с особенными детьми, а также по адаптации лагерей для приема детей-инвалидов и подготовки вожатых.

«Мосгортур» нацелен на продолжение данного проекта. Но для успешного развития данного направления по всей России необходимо активное участие экспертного сообщества отрасли и, безусловно, без поддержки государства и регионов не обойтись.

 

Игорь Шпицберг, Генеральный директор Центра «Наш солнечный мир»
Во время отдыха в инклюзивной смене важно, чтобы каждый день ребенка был расписан по минутам. В лагере создается среда, максимально насыщенная развивающими и реабилитирующими занятиями. В этих условиях задействуются все силы и максимально раскрываются возможности и таланты. Навыки, полученные в лагере, позволят ребятам лучше учиться и осваивать новые высоты в своем развитии. Пребывание в лагере для каждого ребенка должно быть радостным и интересным. Только то, что он сделает по собственной, воле останется в его опыте

Вся лента