Зеленодольский завод имени А.М. Горького отметил 120-летие
ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» 21 ноября отметил 120-ю годовщину со дня основания предприятия. История завода берет свое начало с 1895 года, именно тогда по решению Министерства путей сообщений Казанского округа в Паратском затоне были основаны Паратские судоремонтные мастерские. Основное их назначение – ремонт технического флота. В 1934 году завод получил первый оборонный заказ и начал постройку речных бронекатеров проектов 1124 и 1125. С 1947 по 1966 годы строились большие и малые охотники за подводными лодками проектов 122б, 201, 201М, противолодочные корабли проекта 204. В 1966 году за заслуги в создании и производстве новой техники завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
С 1967 по 1994 годы горьковчане построили большую серию малых противолодочных кораблей проекта «Альбатрос», сторожевые корабли на экспорт проекта «Ягуар», в частности, для ВМС ГДР, Кубы, Югославии, Алжира, Ливии; с 1972 по 1995 годы – суда измерения физических полей проекта «Звук» и др. В 1976 году был введен в эксплуатацию уникальный судостроительный комплекс «Волга» в составе двух стапельных цехов и незамерзающей док-камеры. Комплекс позволяет строить суда с предварительной сборкой укрупненных блоков весом до 400 тонн, водоизмещением до 7 тыс. тонн и проводить круглогодичные швартовые испытания.
Завод стоит у истоков создания первых в мире и уникальных в своем роде быстроходных судов и кораблей с динамическими принципами поддержания: пассажирские суда на подводных крыльях «Метеор», противолодочный корабль на подводных крыльях «Сокол»; ракетные корабли на воздушной подушке «Бора» и «Самум».
С 1997 года заводом было освоено новое направление деятельности - изготовление крупногабаритных металлоконструкций. При этом впервые в России была применена технология изготовления металлоконструкций мостовых пролетных строений из крупногабаритных блоков массой до 120 тонн.
Новый этап в истории Зеленодольского завода имени Горького начался в 2005 году, когда завод вошел в состав Холдинговой компании «Ак Барс». С момента вступления в Холдинг предприятие демонстрирует рост производственных показателей и уверенное присутствие на международном рынке. Среди наиболее значимых проектов, реализованных заводом за последние годы — строительство скоростных пассажирских теплоходов проекта А145; нефтеналивных танкеров проекта RST25; серии катеров специального назначения «Грачонок» и малых ракетных кораблей «Буян-М», а также фрегатов проекта «Гепард-3.9» по линии военно-технического сотрудничества.
На сегодняшний день ведется работа по выполнению заказов по продолжению строительства серии катеров специального назначения «Грачонок», строительства пограничного сторожевого корабля первого ранга проекта «Океан», транспортного плавучего дока «Свияга», патрульных кораблей проекта 22160 и кабельных судов проекта 15310. За годы своей деятельности завод выпустил свыше 1500 морских и речных судов, в том числе около 600 кораблей и судов военного назначения.
Расположение в центре России, на Волге, позволяет ОАО «Зеленодольский завод имени A.M. Горького» производить поставку кораблей и судов в любые регионы мира. Производственно-техническая база предприятия состоит из комплекса цехов, охватывающих все виды судостроительного производства и позволяющих строить разнотипные корабли и суда. Рост объемов производства за последние пять лет увеличился в 3,7 раза.
ОАО «Зеленодольский завод имени A.M. Горького» имеет развитое машиностроительное производство, располагающее литейным, кузнечным, термическим, гальваническим, сварочным и механообрабатывающим цехами. Это позволяет предприятию самостоятельно производить широкую номенклатуру изделий судового машиностроения, широкий спектр оборудования для нефтегазодобывающей отрасли. Цех титанового литья завода — один из крупнейших в мире по производству фасонных титановых отливок сложной конфигурации из любых титановых сплавов, соответствующих российским и зарубежным стандартам.
На предприятии уделяется особое внимание программе технического перевооружения производства. Проведен большой объем работ по модернизации корпусозаготовительного и металлургического производств, введено в эксплуатацию современное оборудование ведущих мировых производителей. В настоящее время весь спектр продукции предприятия пользуется всемирным признанием, а сам завод входит в пятерку ведущих судостроительных предприятий России.