"Мы решили отойти от принципа модернизации "под ключ""
Проект
Масштабный проект трансформации ИТ происходит в компании СИБУР. В следующем году инвестиции в модернизацию инфраструктуры и развертывание современных информационных систем достигнут пика и составят около 1,5% выручки. МАКСИМ ЧЕРКАССКИЙ, руководитель направления по управлению ИТ-проектами компании СИБУР, рассказывает о проекте.
— Как на сегодняшний день группа СИБУР использует информационные технологии?
— СИБУР — крупнейшая нефтехимическая группа России, в которую входит более 20 производственных площадок. Информационные технологии в СИБУРе рассматриваются как одна из сервисных функций, которая обеспечивает в первую очередь стабильное функционирование всех систем и инфраструктуры ИТ. Мы предоставляем компании в некотором смысле "транспортное средство", которое удовлетворяет его сегодня и будет способно удовлетворить его в разумном горизонте.
Холдинговая структура СИБУРа предполагает определенную разницу в ИТ-инфраструктуре каждой производственной площадки. Сейчас в компании взят вектор на ее централизацию, приведение к единому знаменателю. Был выбран путь перехода на централизованное управление ИТ, что более эффективно в плане себестоимости, оптимально с точки зрения управления трудовыми ресурсами, помогает создать среду для накопления опыта и передачи его на другие предприятия компании. Очевидно, что централизация невозможна без принятия единых внутрикорпоративных стандартов. Так, мы в 2012 году выработали программу модернизации, которая затрагивает все предприятия компании. То есть это будет не просто прогресс, это будет значительный рывок вперед в плане освоения новейших технологий.
— Как компания пришла к идее ИТ-трансформации?
— Руководством было принято стратегическое решение о переходе на единую ERP-систему SAP, чтобы повысить управляемость бизнеса, увеличить скорость получения различных отчетов, влияющих на принятие решений. Компания инвестировала значительные средства в передовые ИТ-решения, помимо ERP также в документооборот Documentum и системы класса MES.
Мы запустили пилотные проекты, опробовали данные решения, и стало ясно, что это ПО требовательно к вычислительным мощностям и производительности аппаратно-сетевых систем. Компания встала перед необходимостью значительной модернизации ИТ-инфраструктуры. Но четкого понимания, что и, главное, как модернизировать, у нас не было.
— Как достигали этого понимания?
— Это был отдельный проект "ИТ-трансформация", в рамках которого мы разрабатывали целевую модель инфраструктуры, которую хотим построить, и "дорожную карту" ее реализации. Для помощи в реализации этого проекта мы пригласили консультантов из компании EMC, которые помогли провести аудит состояния ИТ-инфраструктуры и провели значительную работу, чтобы выработать единые подходы, стандарты и модели для модернизации.
В рамках проекта коллеги помогали нам во многих аспектах. К примеру, в "оцифровывании" конфигурации и состава компонент для создания резервного дата-центра компании. Это будет интересный проект, запланированный на 2016 год. Будем строить резервный ЦОД под нужды всей группы. Сегодня уровень насыщенности информационными системами достиг такой планки, когда компания уже довольно сильно зависит от того, как работают ИТ-системы.
Мы провели исследование, изучили, каким должен быть этот дата-центр, что именно там будем резервировать, где его правильнее всего размещать. Приняли решение создавать его на собственной площадке, обеспеченной надежной связью и отличной командой айтишников. Также немаловажный фактор — разумный уровень расходов на эксплуатацию. В итоге выбрали место — "Томск-Нефтехим". Дополнительный плюс этой площадки — высокая степень готовности инфраструктуры. Основной дата-центр при этом располагается в Москве. В случае его недоступности резервный ЦОД поднимет ключевые системы компании за четыре часа. Во время планирования мы прорабатывали все эти вопросы очень подробно.
— Специалисты EMC выступили в роли независимых консультантов?
— Да, это была отдельная услуга, которую мы заказали в EMC. Это был полноценный проект консалтинга по трансформации ИТ. Мы вместе выработали модели целевой инфраструктуры без привязки к каким-либо брендам и поставщикам оборудования. Описали технические параметры, выбрали разумные подходы к построению инфраструктуры по разным моделям, обоснованные потребностями бизнеса и предприятий, входящих в группу. Таким образом, в СИБУРе появилось четкое понимание, какое именно "железо" нужно в том или ином месте установить.
— Опишите этапы модернизации и на какой стадии проект находится сейчас?
— В качестве первого шага мы запустили проект создания единого каталога пользователей (Active Directory). До того учетные записи пользователей каждого предприятия были логически размещены в отдельных доменах и невозможно было создать общую среду взаимодействия. То есть даже календарь общих мероприятий создать было невозможно, не говоря уже об использовании системы электронного документооборота, ERP и так далее. Сейчас уже большинство пользователей находятся в едином информационном пространстве, и мы планируем закончить проект в 2016 году.
Полномасштабную активную модернизацию инфраструктуры мы начали в 2013 году, реализовали несколько пробных проектов. Далее в 2014 году совместно с ЕМС разработали уточненную модель целевой инфраструктуры. Модель описывает все необходимые компоненты инфраструктуры: системы хранения данных, системы передачи и обработки данных, телеком-составляющую и т. д. У нас есть полная ясность относительно того, что именно и как модернизировать. В технологическом плане мы, как профессионалы, и до того знали, как сделать правильно, качественно и надежно. Но стоял вопрос еще и о том, чтобы это было наиболее эффективным вложением денег. Над этим мы и работали: провели анализ различных вариантов того, как может выглядеть инфраструктура разных предприятий, посчитали вилку затрат, оценили риски для каждого варианта и преимущества. В итоге выбрали наиболее оптимальную целевую модель для каждого типа предприятий группы.
В том же 2014-м провели значительную модернизацию на двух предприятиях — "Воронежсинтезкаучук" и "Томскнефтехим". На основе полученного опыта доработали свои подходы и с 2015 года тиражируем решения на остальные предприятия холдинга.
Можно сказать, что проектом по созданию единого каталога пользователей мы проложили рельсы, а в результате модернизации инфраструктуры проложим шпалы. Когда есть железная дорога, по ней можно пускать высокоскоростные поезда — бизнес-приложения, повышающие общую эффективность компании, ее производительность.
— Как различаются предприятия по типам?
— Это предприятия с разным уровнем потребностей в ИТ, они по-разному потребляют ресурсы. В ходе проекта с ЕМС мы выявили три типа. Есть предприятия, условно уровня один, которые обслуживают всю группу. Это некие хабы, через которые проходят данные и поставляются сервисы. Их месторасположение логично совпадает с административным распределением функций в компании. Один здесь, в Москве, второй в Нижнем Новгороде, это подразделение СИБУР-ЦОБ (Центр обслуживания бизнеса). Два центра предоставляют множество услуг всей группе, потребность в ИТ у них повышенная, так же, как и требования к уровню надежности. Если такой хаб упадет или снизит производительность, это повлияет на работу всей компании. Третий тип — это предприятия, на которых практически нет административного персонала, это, как правило, удаленные производственные площадки, на которых есть один сервер, радиосвязь и небольшое число сотрудников. Строить в таких местах полноценную серверную комнату с дорогим охлаждающим оборудованием было бы нерационально: их потребности в ИТ минимальны. Остальные предприятия заняли место между двумя этими крайностями, и мы отнесли их ко второму типу. Для каждого из типов мы продумали модель предоставления ИТ-услуг, выработали требования по резервированию каналов связи, описали характеристики локальных корпоративных систем, если они предусмотрены и так далее. Мы поняли, что на некоторых объектах работает не более 10 пользователей, где-то — от 500 и больше. Соответственно, в первом случае даже волоконно-оптическая линия связи не нужна, достаточно витой пары. Это, конечно, не догма, скорее ориентиры. В каждом конкретном случае набор ИТ может варьироваться. Но данные модели задали вектор и помогли посчитать, сколько инвестиций потребуется на модернизацию, а также обосновать эти затраты, показать их рациональность.
— Считали ли вы сроки возврата инвестиций по проекту модернизации?
— С точки зрения расчета возврата инвестиций затраты данного проекта пропорционально распределяются между проектами по внедрению информационных систем. В некоторых случаях мы можем видеть, что модернизация приводит к существенной экономии. К примеру, есть предприятия с устаревшими системами и линиями связи. И там очевидно, что затраты на непрерывный ремонт старой инфраструктуры равны тем инвестициям, которые нужны на ее полную замену. Также мы строим новые ИТ с учетом планов развития компании. В СИБУРе есть проекты по запуску новых продуктов, расширению направлений и т. д. В рамках этих проектов учитываются в том числе затраты на дополнительные вычислительные мощности и новые ИТ-системы, рассчитываются планы по возврату инвестиций. К примеру, ИТ-составляющая учитывается при текущем строительстве крупнейшего за всю постсоветскую историю завода "Запсибнефтехим" в Тобольске.
— Что будет происходить в следующем году? В модернизацию включатся и другие предприятия?
— Проект продлится, по нашим оценкам, до 2018 года. В подходе к трансформации ИТ мы решили отойти от принципа модернизации "под ключ" и реализуем замысел постепенно, модернизируя одновременно на всех предприятиях те или иные системы и части инфраструктуры. Очередность составляется исходя из того, что наиболее важно модернизировать в текущий момент. Мы знаем, в каком году на каком предприятии будет устанавливаться новая информационная система, и синхронизируем свою программу по срокам с командами, которые занимаются внедрением SAP ERP и Documentum. В некоторых случаях требуется срочная замена изношенной инфраструктуры. Такие проекты также реализуются в первую очередь. Именно такой подход позволяет разумно расходовать бюджет. Кстати, буквально на днях нам утвердили объемы финансирования на следующий год. В 2016 году будут сделаны самые масштабные инвестиции в модернизацию инфраструктуры, а далее затраты будут неуклонно снижаться и проект будет закрыт. Поддержание ИТ-инфраструктуры в последующие годы будет проводиться как часть линейной деятельности. Отмечу, что в развитых странах объем инвестиций в ИТ достигает 1,9% выручки. Мы приблизились к этому показателю: в следующем году объем капитальных затрат на ИТ составит в СИБУРе около 1,5% выручки. В среднем в России эта цифра существенно меньше.