Квотирование госгарантий
ВМП
Главный удар по российскому здравоохранению придется на 2016 год. В течение предыдущих семи лет расходы на здравоохранение составляли 3,7% ВВП, в 2015 году расходы на здравоохранение в России снизились до 3,4% ВВП, а на 2016 год запланировано 3% ВВП. Как итог перечень бесплатных медицинских услуг пересмотрят и подсократят. Платные услуги станут дороже, в результате медицина, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, перестанет быть доступной для еще большей части россиян.
Тарифная проходимость
Одним из показателей уровня развития здравоохранения является качество и доступность высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), которая в нашей стране входит в программу государственных гарантий, но в условиях дефицита бюджетных средств, которых на всех не хватает, оказывается по так называемым квотам. Ежегодно Минздрав РФ утверждает около 1,5 тыс. видов ВМП, для каждого из которых устанавливаются соответствующие тарифы (стоимость лечения), после чего, исходя из имеющихся бюджетных средств, рассчитывается число больных, которых можно пролечить на эти деньги. Объемы медицинской помощи с привязанным к ним финансированием (квоты) ежегодно распределяются по регионам исходя из их заявок. Подобная практика называется государственным заданием на ВМП. На деле же объемы ВМП, указанные в заявках, подгоняются под объем квот, выделяемых тому или иному региону. Но даже эти заявки не удовлетворяются в полном объеме. Не меньшей проблемой, напрямую связанной с дефицитом финансирования отрасли, является заниженность тарифов. Тарифы на оказание ВМП в России ниже соответствующих тарифов в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят 34 экономически развитые страны Европы. Например, федеральный тариф на восстановление проходимости сосудов сердца (аортокоронарное шунтирование) в России в 2,1 раза меньше, чем в странах ОЭСР ($8,3 тыс. и $17,4 тыс. соответственно). Стентирование сосудов сердца оплачивается на 19% ниже ($6 тыс. и $7,4 тыс.). Операция по замене коленного или тазобедренного сустава в РФ стоит на 35% меньше, чем в странах ОЭСР ($5 тыс. и $7,7 тыс.).
Сколько можно ждать?
В настоящее время в России ВМП оказывают 675 учреждений, в том числе 461 в регионах. Такое увеличение инфраструктуры позволило сократить сроки ожидания ВМП. Если в 2009 году срок ожидания ВМП составлял 93 дня для взрослых и детей, то по результатам 2014 года — 21 день для взрослых и 14 дней для детей.
С 2006 года число пациентов, получивших ВМП, выросло почти в четыре раза и составило 552 тыс. человек в 2014 году. За эти годы финансирование ВМП выросло в семь раз в текущих ценах. Но с учетом инфляции — только в 3,2 раза (по сравнению с 2006 годом). Таким образом, к 2015 году расходы (тарифы) на ВМП на одного пациента в текущих ценах увеличились в 1,8 раза, но в постоянных ценах с учетом инфляции сократились почти на 30%. Все это время себестоимость лечения росла гораздо быстрее, чем инфляция. Поэтому фактически тарифы на ВМП в России как минимум в два раза ниже, чем нужно.
Для оценки доступности ВМП во всем мире используется число операций в расчете на 100 тыс. населения.
По данным ВОЗ, операций коронарной реваскуляризации миокарда (с применением аортокоронарного шунтирования и ангиопластики, в том числе стентирования) в России делают в 2,8 раза меньше, чем в "новых" странах ЕС (соответственно 89 и 253 на 100 тыс. населения в год), и в 2,7 раза меньше, чем в "старых" странах ЕС (236 на 100 тыс. населения). Операций по замене тазобедренного сустава в РФ делают в 3,3 раза меньше, чем в "новых" странах ЕС (соответственно 38 и 125 на 100 тыс. населения в год), и в 5,3 раза меньше, чем в "старых" странах ЕС (203 на 100 тыс. населения). Трансплантацию почки в РФ делают в пять раз меньше, чем в "новых" странах ЕС (соответственно 0,6 и 3,0 на 100 тыс. населения в год). Таким образом, сегодня доступность ВМП в России в три раза ниже, чем в "новых" странах ЕС, которые так же экономически развиты, как РФ. Если ориентироваться на эти страны, то в настоящее время ВМП должна оказываться как минимум 1,5 млн россиян в год.
Доступ к телу
Дефицит квот и нехватка тарифов влекут за собой всевозможные злоупотребления. Квоты придерживают. Или если для спасения больного не хватает выделенной государством суммы, средства на его лечение заимствуются из квот менее тяжелых пациентов. На одного больного открывают несколько историй болезни, получая на один клинический случай не одну, а несколько квот, аккумулируя таким образом необходимые средства для лечения. Зачастую из-за банальной нехватки денег медики не могут оказать пациенту необходимое лечение, хотя обладают всеми необходимыми навыками. Наиболее правильный в таких случаях путь — привлечение средств пациентов или благотворительных фондов. Увы, нередки случаи, когда больных пытаются раскрутить на софинансирование, предлагая дополнительно оплатить те или иные исследования или манипуляции, которые обычно предусмотрены квотой.
В основе всех этих ухищрений лежит одна глобальная проблема — дефицит финансирования отрасли, который усугубляется год от года. В течение последних семи лет расходы государства на здравоохранение стабильно составляли 3,7% ВВП, что в 1,5 раза ниже, чем в "новых" странах ЕС (5,5% ВВП), и в 2 раза ниже, чем в "старых" странах Евросоюза. В 2015 году расходы на здравоохранение в России снизились до 3,4% ВВП, а на 2016 год запланировано всего 3% ВВП.
Погружение в реальность
С 1 января 2014 года примерно треть ВМП (ВМП N1 — 459 методов) была отнесена к специализированным методам лечения и "погружена" в систему ОМС. Остальные 1 тыс. видов ВМП N2 продолжают финансироваться из средств федерального бюджета.
По данным Счетной палаты, если в 2013 году дефицит системы ОМС составлял 26,1 млрд руб., то в 2014 году он вырос до 55,3 млрд руб. "Погружение" в дефицитную систему ВМП N1 существенно снизило доступность этой части медицинской помощи для населения.
Согласно приложению к Программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на 2015 и плановый период 2016 и 2017 годов, средства на оплату по перечню ВМП N1 (459 методов) перечислялись из федерального фонда ОМС в территориальные фонды ОМС в рамках общей субвенции, которая выделяется на оказание территориальных программ госгарантий.
Средства по перечню ВМП N2 (около 1 тыс. методов) в объеме 82,1 млрд руб. переведены в форме иных трансфертов из бюджета ФОМС в федеральный бюджет и затем в федеральные и другие медицинские организации для оказания ВМП. В итоге в 2015 году ВМП реально гарантирована только для 322 тыс. пациентов, которые будут пролечены в федеральных клиниках, вместо 505 тыс. в 2013 году, получивших лечение в федеральных и региональных учреждениях.
ПОДПИСЬ
Осенью в ряде ведущих клиник страны остановились операционные, потому что закончились квоты. В 2016 году это произойдет еще раньше