Битва нетерпимых
Дмитрий Косырев — о непримиримости по-индийски
Мир в самом деле стал глобальным: во внутренних спорах политических оппонентов в Индии звучат знакомые аргументы, да и приемы борьбы далеко не новые
Сторонники "индийской" версии происхождения русского народа (такие есть, я их знаю) могут радоваться: в Индии в последнее время происходят события, напоминающие то, что мы сами наблюдаем в нашей общественной жизни. Ключевое обвинение в споре — "нетерпимость". Причем пользуются им обе сражающиеся друг против друга политические силы.
Первым пиком в этой кампании был массовый отказ от правительственных наград большой группы творческих личностей "вследствие воцарившейся в обществе нетерпимости". Их акция, впрочем, была замечена за рубежом больше, чем в самой Индии. Второй пик — когда на днях общенациональный идол, актер Болливуда Амир Хан (мусульманин) публично рассказал о разговорах с собственной женой (индуской) насчет той самой нетерпимости в обществе и о том, что ими были произнесены слова "покинуть Индию". Вот тут нация буквально взвыла.
Причем, что интересно, вой по большей части был против Амира Хана, его обвинили в том, что он "ранил мать-Индию", ему предложили убираться в Пакистан... Ну, все знакомо. Отметим, что большая часть коллег-актеров тоже на него набросилась со словами "Где нетерпимость?". Вот на этой высокой точке спор пока застыл.
Но он серьезен, и доказательство тому — недавний проигрыш правящей партией "Бхаратия джаната парти" (БДП) выборов в штате Бихар (100 млн человек). Хотя агитировать туда приезжал сам премьер-министр Нарендра Моди, человек, который весной 2014 года выглядел буквально политическим волшебником — он не просто выиграл тогда, вместе со всей БДП, общенациональные выборы, он изменил весь политический ландшафт: почти 100 лет доминировавший в местной политике Индийский национальный конгресс (ИНК), партия Неру и Ганди, стал маргинальной силой. Это была революция, в том числе в идеологии, о которой мы и ведем речь. Но случился провал в Бихаре, и только сейчас БДП начала разбираться: что изменилось. Получается, что эта партия переоценила свои силы и недооценила сопротивляемость ИНК и всего того, что сегодня Конгресс олицетворяет.
С точки зрения БДП и громадного большинства избирателей, Конгресс выродился в партию космополитов, продавшейся Западу элиты, врагов истинных индийских национальных ценностей. БДП на этой теме здорово потопталась, проявляя — в лице некоторых ее представителей — ту самую нетерпимость (видимо, идейная ярость копилась слишком долго). Вообще-то перед нами интересный феномен: попытки идеологического национального возрождения страны, несколько тысяч лет создававшей свою культуру на основе индуизма и выработавшей при этом традиции терпимости к другим религиям, убеждениям, особенностям. Но в этом возрождении идейными врагами оказываются не только британские колонизаторы, но и их наследники, начиная с Джавахарлала Неру. А если враг не сдается...
Так или иначе, будучи в восторге от всенародной поддержки весны 2014 года, партия-победитель недооценила то, что проигравшие ей в ответ устроили. А именно классическую западную информационную кампанию. Как такие кампании ведутся: обязательно нужен ставший, увы, уже мемом "утонувший сирийский мальчик", выложенный на песке в правильной позе. В данном случае — речь об отношениях между религиями, то есть индусами и мусульманами (последних — 165 млн из 1,25-миллиардного населения), и для запуска кампании нужна парочка мусульман, которых убили индусы по религиозным мотивам. Что и было сделано.
Здесь нужно учитывать две вещи. Первое: идеология ИНК с момента независимости в 1947 году была надрелигиозной, строилась на "общечеловеческих" (британских, колониальных и т.д.) ценностях. Мусульмане и прочие меньшинства даже, пожалуй, получали преимущества. В ответ возникло то, что в СССР появилось примерно в 1970-е. У нас то была "русская партия", спрашивавшая, как насчет защиты интересов русского большинства. В Индии — "индусская партия", то есть БДП. Когда-то она складывалась в том числе из экстремистских групп, сейчас это партия молодого среднего класса, но в основе ее все-таки ценности индуизма, а не всех религий вообще. И второе: при таком числе жителей всегда можно найти искомый материал в полицейской статистике: в стране были и будут какие-то драки между общинами, индийцы вовсе не мирные люди. Откуда бы взялась великая индийская философия ненасилия и терпимости, если бы в ней не было постоянной острой потребности?
И хотя никакого подъема насилия на религиозной почве на деле нет (статистика какой была, такой и остается), хотя выяснилось, что мусульмане, погибшие якобы от рук индусов из-за поедания мяса священной коровы,— фальсификация (их убили по иным причинам), для кампании среди проигравшей космополитичной команды политиков, экспертов, журналистов и интеллектуалов ИНК вброса хватило. Мобилизация произошла, тема борьбы была найдена. Нашлись и союзники. То, что индийская революция 2014 года невыгодна Западу, очевидно. Там вообще не любят сильные зарубежные режимы, не в восторге от роста индийской экономики, а тут еще и сдвиг идеологии на менее прозападную. Надо было что-то делать — и сделали: в ведущих СМИ США или Европы появилась совсем другая Индия. Если бы пропагандисты БДП догадались просто тиражировать в своих СМИ вот эту искаженную Индию, какой ее сейчас видят за пределами таковой, то миллионы индийцев навсегда стали бы антизападными насквозь.
Но у БДП, как она сейчас обнаруживает, почти нет профессиональной пропаганды и "своих" СМИ, столичные СМИ идут против нее единым фронтом, привлекая к своей кампании нужных представителей творческой интеллигенции. А еще БДП слишком поверила в свою электоральную неуязвимость, надо было понять, что ожидания избирателя, уставшего от ИНК, были огромны, а успехи в экономике достигаются в лучшем случае лет за 10. Кстати, экономика и правда оживает, но пока это видно лишь экономистам, а не широким массам.
Участники дискуссии подсказывают: кабинет Нарендры Моди надо чистить. Увлечение внешней политикой чрезмерно. Министры, затворившиеся в офисах и занятые своим делом, должны показывать личико хотя бы на телеэкранах. А членов кабинета, проявляющих нетерпимость — да, да! — к идейным противникам из ИНК, следует как минимум остановить. Иначе нетерпимыми будут выглядеть обе стороны.
Правда, если сравнивать две нетерпимости, следует отметить, что БДП, по крайней мере, не занимается политической подлостью — не стравливает намеренно две религиозные общины ради собственного выживания и не опирается на зарубежных единомышленников во внутринациональной идейной и прочей борьбе.
Выводы из этой истории можно сделать разные. Например, посмотреть на дикие колебания предпочтений индийского электората в конце 1960-х, когда к власти пришла Индира Ганди: такое уже было. И не надеяться, что БДП гарантирован успех навсегда. Он никому не гарантирован.