Человек стал не причиной, а свидетелем вымирания мамонтов
Палеонтология
В середине прошлого века, в 1957 г., рабочие совхоза "Озерский" во время земляных работ обнаружили кости очень крупных животных. Так было впервые открыто одно из самых больших захоронений мамонтов в Сибири: территория кладбища на возвышенности Волчья грива в Каргатском районе Новосибирской области занимает многие гектары. Институт археологии и этнографии СО РАН уже почти полвека исследует одно из крупнейших в Сибири мамонтовых захоронений.
Лос-Анджелес — Озерки
"В первый же полевой сезон в 1967 г. на Волчьей гриве нашли более тысячи костей Mammuthus primigenius Blum, — рассказывает доктор исторических наук, заведующий отделом геохронологии кайнозоя Института археологии и этнографии СО РАН Василий Зенин. — Кроме них, нашлись и два зуба с обломком нижней челюсти Bison priscus (бизон), и фрагменты костей Equus caballus (лошадь), и даже 5 позвонков с ребрами Canis lupus (волк)." Но группу археологов во главе с Алексеем Окладниковым в первую очередь интересовали не ископаемые животные, а предметы, принадлежавшие древнему человеку. Раскопки выявили первые изделия из камня — 2 мелких отщепа из черного и зеленоватого аргиллита (это камнеподобная горная глинистая порода).
Расчищенные в раскопе кости ученые сперва приняли за искусственное сооружение человека и оставили их на месте, чтобы не нарушить древнейшее строение. Для сохранности раскопа над ним даже построили деревянный навес. В январе 1969 г. этот раскоп посетила съемочная группа из США, которая делала фильм об истории первых американцев, пришедших на свой нынешний континент из Сибири. Вскоре после этого поселок Озерки переименовали в Мамонтовое.
Кладбище мамонтов остро интересовало многих ученых — летом того же года в павильоне под деревянным навесом работали ленинградские археологи и палеонтологи, — но осенью совхозу понадобились стройматериалы, и строение разрушили, а раскоп вместе со всеми костями засыпали и сравняли бульдозером. Найти его снова пока не удалось.
Идущие с камнем
С перерывами в несколько лет, а порой и десятков лет, работы на Волчьей гриве продолжались. Но деревня жила полной жизнью, поэтому за долгие периоды отсутствия археологов многое менялось: с раскопов исчезали не только установленные учеными ориентиры, но даже такие крупные сооружения, как, например, общежитие или водонапорная башня, относительно которых можно было рассчитать место раскопа.
"Летом 1991 года, несмотря на все политические события в нашей стране, мы работали на кладбище мамонтов и нашли еще 29 каменных орудий древнего человека, — вспоминает Зенин. — Система GPS, к сожалению, непригодна для археологов, поскольку при определении координат имеет погрешность до 10 метров. Впрочем, мы такими системами и не располагали, а в качестве дополнительных ориентиров выбрали линию электропередачи, которая с годами, к счастью, никуда не делась. Летом 2015 года мы сумели найти свои раскопы, несмотря на перерыв почти в четверть века. В прошедший полевой сезон мы нашли еще 11 каменных орудий.
За все годы исследований на Волчьей гриве было найдено 46 каменных предметов, изготовленных древним человеком. Все они сделаны из кремнистых пород камня, залежей которого поблизости нет. Источники этих пород камня остаются неизвестными. Все эти орудия были принесены на древнюю стоянку. Причем те, кто их принесли, преодолели огромные расстояния. Не секрет, что все древние палеолитические каменные орудия, когда-либо найденные в центральной части Западно-Сибирской равнины, тоже были приносными. И если однажды получится найти месторождения этого камня, ученые смогут ответить на вопрос: "Откуда пришел сюда человек?".
Почему мамонт уменьшился
Спецназ в палеолите
Современные методы петрографии позволяют очень детально изучить состав и структуру камня. Породы камня, подобные тому, из чего сделаны каменные орудия на палеолитической стоянке Волчьей гривы, теоретически могут быть в бассейне Оби или Томи, а также на Алтае и в Саянах. Точнее смогут ответить только геологи и петрографы, если где-то обнаружат сходные материалы.
"Судя по отсутствию характерных признаков жилищ древнего человека, сюда приходили ненадолго и с определенной целью. Древний человек не жил здесь и даже не разжигал костров, — поясняет Василий Зенин. — Похоже, это была группа самых выносливых людей, разведчиков и добытчиков, что-то вроде спецназа в палеолите. Никаких женщин и детей — сюда шли самые сильные, кто мог проделать путь от своих мест обитания, неся на себе тяжелые камни, из которых они делали пластины, и обратно с грузом.
Что привлекало древних людей в места скопления остатков плейстоценовых животных типа Волчьей гривы? Возможно, их интересовали замерзшие туши зверей, их шкуры, длинная шерсть или сухожилия, кости и бивни. Поскольку заранее люди не могли знать, какой путь по равнине им придется проделать, то запас камней должен был быть значительный. Шли ли они по пути миграции мамонтов или уже знали про кладбище -можно только предполагать. Наверняка известно лишь то, что древние люди здесь не жили постоянно из-за отсутствия каменных материалов.
О поставках сюда камня методом эстафеты было бы возможно говорить, если бы речь шла о неолите, когда эту территорию люди достаточно густо заселили. Но 40 каменных орудий, оставленных здесь за тысячи лет и найденных новосибирскими археологами, — это практически ничего, то есть острейший дефицит, несовместимый с длительным существованием людей в этом месте. Даже тысяча орудий за этот период было бы бесконечно мало. А то, что это кладбище формировалось тысячи лет, следует из радиоуглеродных датировок костей животных, сделанных в Центре коллективного пользования (ЦКП) "Геохронология кайнозоя" СО РАН. Как выяснилось, они имеют возраст от 11 до 18 тысяч лет. Но нам еще предстоит провести дополнительное радиоуглеродное датирование. Результаты планируем получить в начале следующего года."
Солонуха, кудюр, куду, хужир
Зенин продолжает рассказывать: "Но есть и еще один важный вопрос. Он состоит даже не в том, почему сюда шли люди. Они, скорее всего, следовали за мамонтами. Но почему на протяжении тысяч лет туда шли мамонты?
Мы все с вами геофаги или литофаги. То есть землееды. Солим пищу, пьем минеральную воду, а в отдельных случаях грызем мел и едим глину. Хищникам проще соблюдать минеральный баланс — они получают его в готовом наборе из крови и мяса своих жертв. До прихода русских эвенки и чукчи пищу не солили, поскольку ели сырое мясо и рыбу и получали оттуда все необходимое. А если возникала такая потребность, они, как и животные, приходили на "сладкие земли". Почему сладкие, а не соленые? А вы сами попробуйте. Мы в своих экспедициях в Шестаково (Кемеровская область) постепенно приучились употреблять в пищу древние глины. Речь идет о стерильных меловых глинах возраста 65-80 млн лет. Они не только пополняют организм микроэлементами, но при необходимости работают как сорбент, если, допустим, привезенная с собой тушенка вдруг не пошла организму на пользу.
Но если человек как плотоядное животное может как то обойтись без поедания земли, то крупным травоядным млекопитающим нужно очень большое количество микроэлементов, чтобы обеспечивать свой мощный скелет. Зверовые солонцы или "фагиальные земли" — это природные очаги богатой микроэлементами земли. Издревле они были местом массового скопления травоядных, а за ними туда приходили поохотиться пещерные львы и другие хищники. В горных и предгорных областях такие места имеют свои названия у населения: засол, солонуха, кудюр, куду, хужир".
"В почвах западно-сибирской тайги отмечено 73% случаев недостатка Ca, Mg, Na и Co, 70% — Cu, 80% — I, 55% — Mo,50% — B, 49% — Zn. В тундре, лесотундре и болотных экосистемах дефицит жизненно необходимых элементов часто еще значительнее, что ведет к периодическому минеральному голоданию травоядных млекопитающих", — уточняет доцент геолого-географического факультета Томского госуниверситета Сергей Лещинский в одной из своих публикаций.
Кладбище на солонцах
Северные олени специально приходят на берег Ледовитого океана, чтобы напиться богатой йодом и другими минеральными солями морской воды. В поисках кальция травоядные с удовольствием грызут кости, хотя их зубы совершенно не приспособлены для этого. В отчаянных попытках добыть необходимые организму микроэлементы животные отгрызают себе хвосты, а птицы расклевывают собственные лапы. Детальное изучение костей мамонтов показало, что минеральное голодание привело этих огромных животных к деградации скелета и массовой гибели. Последние тысячелетия своего существования мамонты были ослаблены разнообразными заболеваниями костей. Природные отложения солей и минералов, характерных для глинистых почв, были их главным лекарством и надеждой на выживание.
Кладбище мамонтов расположено именно на таких землях. Чтобы наесться целительной глины, сюда шли мамонты на разных стадиях заболевания, и многие из них были уже не в силах продолжать свой путь или защититься от нападений хищников. Естественная гибель мамонтов от необратимых последствий минерального голодания происходила в то время повсюду, а минеральный состав пород обусловил скопление большого количества этих животных именно в этом месте на протяжении нескольких тысяч лет. Так получилось, что райское пристанище стало одновременно и гигантским кладбищем. На зверовых солонцах находится не только это гигантское кладбище. В Западной Сибири в устье Иртыша есть подобное, но поменьше, — Луговское (ХМАО), а в Кемеровской области — Шестаково на берегу Кии. В отличие от Волчьей гривы, на этих захоронениях были найдены сотни и тысячи каменных орудий древнего человека. Среди них набор мельчайших осколков камня одинаковой формы для производства татуировок. В этих районах нет дефицита каменных материалов, поэтому там человек мог прекрасно существовать неподалеку от зверовых солонцов — надежного источника пищи и одежды.
Свидетель или убийца
Захоронение мамонтов на Волчьей гриве оказалось не только самым крупным, но и самым поздним (18-11 тысяч лет назад). Для сравнения, возраст местонахождения Шестаково — 25-18 тысяч лет. Это значит, что процесс вымирания мамонтов длился тысячелетия, а каменные орудия, найденные в тех же слоях, что и кости, доказывают, что древний человек был свидетелем этого вымирания, а не причиной, как долгое время было принято считать. Тем не менее очень многие археологи и зоологи, изучающие палеолитические стоянки Восточной Европы, уверены, что обилие костей мамонта на стоянках — результат охоты древнего населения. По их мнению, охота велась хищническими способами, приводила к массовой гибели животных и, в конечном итоге, к их истреблению.
Другие исследователи, в основном зарубежные, считают, что скопления костей мамонтов на стоянках — результат их сбора в местах естественной гибели животных. Но это две крайние точки зрения. Многие специалисты не отрицают вероятность и сбора костей, и использования в пищу трупов павших животных, а в отдельных случаях и непосредственной охоты на мамонтов. На Луговском, впрочем, был найден один позвонок, пробитый костяным наконечником с каменными вкладышами, но общей картины этот единичный факт не изменил. Ослабленные болезнью или умирающие мамонты могли стать легкой добычей для хищников и человека.
Утверждение, что древний человек истребил мамонтов, давно стало устоявшейся гипотезой. Но если в 70-х годах ХХ века ученые могли указать на скопление костей мамонтов, среди которых найдены орудия человека, и заявить, что здесь произошло массовое убийство животных, то сегодня можно датировать все костные останки радиоуглеродным методом и, например, выяснить, что за три тысячи лет скопилось сто скелетов.
Когда мамонты были большими
Древние петроглифы, например как в Каповой пещере, изображали мамонтов горбатыми и сравнительно небольшими, размером со слона или быка. Многочисленные находки более древних костей мамонта свидетельствуют, что для здорового животного обе эти черты не характерны. Ученые выяснили, что нарост на спине ископаемого гиганта появился вследствие остеомаляции — деминерализации костной ткани, размягчения костей и, как следствие, патологии скелета. Сибирские ученые считают, что большими, сильными и не горбатыми мамонты были, когда им хватало минеральных веществ, т.е. до начала процесса рассоления Западно-Сибирской равнины.
Ветер, камень или вода
Помочь разгадать причину, по которой мамонты шли на Волчью гриву, и узнать, как и откуда следовал за ними человек, могут не только петрографы, но и специалисты по стратиграфии. Для этого им нужно определить, как в степном ландшафте образовалась сама эта возвышенность — Волчья грива. Ее могло, например, надуть ветром (эоловый генезис), а могло и намыть рекой, если она там тогда была.
Сегодня многим кажется, что не осталось почти ничего не изученного человеком. Что стоит только полистать какие нибудь толстые каталоги — и вы найдете подробный список каменных пород и древних ландшафтов с фотографиями и рисунками от глубокой древности до наших дней. На самом же деле этих данных очень мало.