Санкции без фанатизма
Владимир Путин указал правительству определить жесткость антитурецких мер
В субботу президент Владимир Путин подписал указ о специальных экономических мерах в отношении Турции. Документ предполагает как санкции в отношении турецких компаний, так и контрсанкции — в частности, запреты ввоза турецких товаров и найма на работу граждан Турции без особого разрешения правительства. Санкционная часть указа сформулирована достаточно мягко и не затрагивает российские юрлица, находящиеся под контролем турецких компаний. Однако запрет на закупки у последних и на набор турецких специалистов могут сильно осложнить их деятельность. На определение степени этого воздействия правительству понадобится еще несколько дней.
Владимир Путин в субботу подписал указ "О применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики". Документ, как и предполагал "Ъ" (см. номер от 27 ноября), содержит две категории мер: санкции, аналогичные применяемым в отношении РФ Евросоюзом и США (ранее Россия подобных ограничений не вводила), и запреты и ограничения ввоза турецких товаров (аналог контрсанкций в отношении продовольственных товаров из ЕС).
"Санкционная" часть предполагает, что РФ временно запретит или ограничит "выполнение отдельных видов работ (услуг)" для организаций, "находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики". Это довольно мягкая формулировка: указ не упоминает дочерних обществ турецких фирм — а большинство из них работает через "дочек", зарегистрированных по закону РФ. "Дочки" есть у турецкого производителя пива Anadolu Efes (Efes Rus) и строительных компаний, как Enka и Rennaissance Construction. Турецкие банки (крупнейший — Кредит Европа банк) в РФ также работают в российской юрисдикции — и распространение на них санкций могло бы вызвать симметричные контрсанкции Турции: на турецкий Denizbank (входит в топ-10 турецких банков) приходится примерно 10% активов группы Сбербанка. Партнер и руководитель международной практики Nektorov, Saveliev & Partners Марат Давлетбаев согласен — оборот о компаниях, "находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики", а не "под контролем" турецких лиц, даст возможность работать компаниям, зарегистрированным в РФ или в третьей стране. Но турецкий бизнес "будет, скорее всего, подходить к этому вопросу очень осторожно: условия могут ужесточиться в любой момент — как с правовым основанием, так и без такового",— говорит юрист.
Жестче на деятельности дочерних компаний турецких юрлиц и российских импортеров скажутся контрсанкции — запрет или ограничение на ввоз товаров, "страной происхождения которых является Турецкая Республика", а также запрет работодателям и заказчикам с 1 января 2016 года нанимать турецких граждан (если они не были наняты по состоянию на 31 декабря 2015 года). С той же даты приостанавливается и безвизовый въезд граждан Турции по общегражданским загранпаспортам, что скажется на кадровом обеспечении турецких компаний (по словам главы ведомства Максима Топилина, квота на граждан Турции, составлявшая 67 тыс. человек в 2015 году, существенно снизится). Усилен будет и портовый контроль, и контроль за деятельностью турецких автоперевозчиков.
Еще жестче "контрсанкции" скажутся на туризме. Туроператорам и турагентам рекомендовано "воздерживаться" от реализации туров, предусматривающих посещение Турции, а правительство должно запретить соответствующие чартеры. Отдельно, вероятно, будет решаться судьба авиакомпании Turkish Airlines (она выполняет 88 рейсов в РФ и не имеет российской "дочки"): при этом придется учитывать соответствующее межправсоглашение об авиасообщении.
"Степень ограничения и перечни еще должно определить правительство. До тех пор деятельность турецких компаний, включая Turkish Airlines, не может быть ограничена",— говорит господин Давлетбаев. Указ вообще отдает правительству широкие полномочия в реализации специальных экономических мер: так, Белый дом уполномочен сформировать как перечень российских компаний, на которые ограничения на работу с турецкими контрагентами не распространяются, так и перечни контрактов и работодателей, выведенных из-под действия антитурецких санкций.
Ранее сообщалось, что о мерах по реализации "контрсанкционной" части указа уже в субботу, 28 ноября, доложит вице-премьер Аркадий Дворкович — но в его аппарате уточнили, что предложения ведомств по этим вопросам поступают напрямую в аппарат Белого дома. По данным источников "Ъ" в правительстве, "сведением" их в перечни занимается первый вице-премьер Игорь Шувалов. В понедельник они будут обсуждаться на совещании вице-премьеров в Горках — до этого момента в Белом доме отказываются говорить о деталях предложений правительства. Вероятнее всего, постановление, детализирующее исполнение указа, сегодня подписано не будет: на то, чтобы определиться, насколько жесткой будет политика РФ в отношении Турции, у правительства остается еще несколько дней.