Режиссер красных дней календаря

Умер Эльдар Рязанов

В Москве на 89-м году жизни умер кинорежиссер Эльдар Рязанов. Его фильмы знал каждый человек, живший в СССР, их герои были почти родственниками зрителей.

Фото: Игорь Флис, Коммерсантъ

Успех режиссера можно измерять в успешных фильмах. В кассовых сборах. В количестве номинаций на престижные кинопремии. В скупых, как Шейлок, аплодисментах кинокритиков. Каждый из этих критериев справедлив ровно настолько, насколько и пристрастен.

Ощущения от фильмов, наверное, еще более условны, однако, возможно, это не худший способ вспомнить об их режиссере.

Эльдар Рязанов — это красный день календаря, потому что его фильмы часто показывали по праздникам. И, конечно же, это Новый год — без его «Иронии судьбы» за долгие годы попробовали обойтись только однажды, и ничем хорошим это не кончилось.

Эльдар Рязанов — это, конечно же, смешно, потому что большая часть его фильмов считаются комедиями. Здоровый смех добавлял красным дням календаря праздника.

Эльдар Рязанов — это цитаты из фильмов, которые можно использовать и когда надо, и когда не надо. «Вовремя предать — это не предать, это предвидеть», «какая гадость эта ваша заливная рыба», «у меня мальчик и мальчик» — да мало ли их, удачно составленных и отлично произнесенных фраз, позволяющих что-то сказать, когда нечего сказать. Потому что цитата, вырванная из контекста, теряет свое воспитательное значение и превращается в удачный набор слов.

Эльдар Рязанов — это предоставленная каждому возможность почувствовать себя знатоком кино и уверенно сказать, что с годами он стал снимать хуже, и его новое кино ни в какое сравнение не идет с тем, что снимал раньше. И поди признайся, что просто раньше красных дней календаря было больше и воспринимались они поярче.

Фильмы Эльдара Рязанова лучше всего смотрелись в СССР и лучше всего рассказывали о нем же. Он начинал с документального кино — профильный подход сохранялся и в художественных фильмах. По фильмам Эльдара Рязанова, наверное, не стоит изучать общественно-политическую историю, но бытовую — вполне возможно.

Кино Эльдара Рязанова остается поводом для дискуссий и после того, как красные дни календаря сменились почти полностью, а страна, в которой отмечали эти праздники, ушла в небытие. Для одних герои Эльдара Рязанова и обстоятельства, в которых они действовали, оказались лишним доказательством в пользу недееспособности той страны. Другие считают, что режиссер извратил образ маленького человека, возвел его слабость в культ и тем самым способствовал крушению империи.

Наверное, в этом и есть главная составляющая хорошего кино — каждый может найти в нем не только свое, но и чужое.

Эльдар Рязанов сделал для этого все, что мог и что успел. Оказалось — немало.

Глеб Черкасов


Рязанов Эльдар Александрович

Родился 18 ноября 1927 года в Куйбышеве (ныне — Самара) в семье работников советского торгпредства в Тегеране. В 1950 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Григория Козинцева). Дипломной работой стал документальный фильм «Они учатся в Москве», снятый совместно с однокурсницей и первой супругой Зоей Фоминой. С 1950 года работал в Центральной студии документальных фильмов, снимал сюжеты для киножурналов «Советский спорт», «Новости дня» и «Пионерия». В 1955 году его киноочерк «Остров Сахалин» (снят совместно с Василием Катаняном) участвовал в конкурсной программе Каннского кинофестиваля. В этом же году стал режиссером киностудии «Мосфильм»: его дебют — широкоэкранный фильм-концерт «Весенние голоса» (совместно с Сергеем Гуровым). В 1956 году по настоянию директора студии Ивана Пырьева снял комедию «Карнавальная ночь», ставшую лидером проката (ее посмотрели более 45 млн зрителей). В качестве режиссера поставил около 30 картин, среди них — «Карнавальная ночь», «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы, или с легким паром», «Служебный роман», «Гараж» и другие.

В большинстве картин также являлся автором или соавтором сценария. Во многих фильмах («Служебный роман», «Жестокий романс» и др.) звучат песни, написанные на его стихи. Опубликовал около 20 книг. В 1979-1985 годах Эльдар Рязанов был ведущим телепередачи «Кинопанорама». С начала 1980-х годов преподавал на Высших курсах режиссеров и сценаристов. В 1983 году его фильм «Вокзал для двоих» участвовал в конкурсной программе Каннского кинофестиваля. В 2001-2007 годах был президентом Академии кинематографических наук «Ника». С января 2005 года был художественным руководителем киноклуба «Эльдар».

В 1984 году режиссеру было присвоено звание Народный артист СССР. За фильм «Ирония судьбы, или «С легким паром!» был удостоен Государственной премии СССР (1977), за картину «Служебный роман» — Государственной премии РСФСР (1979). Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III (1996) и II (2008) степеней, французским орденом Почетного легиона (1998) и многими другими наградами. Лауреат премий «Ника» (1991, 2006), «Триумф» (2006), ТЭФИ (1997).


Вся лента